Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоционального отношения к музыке у
детей среднего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального
развития детей среднего дошкольного возраста
Эмоциональная сфера ребенка играет важную роль в приобретении личного
опыта, а также является важнейшим показателем его личностного развития.
В дошкольном возрасте, согласно представлениям А.В.Запорожца,
Я.З.Неверович, происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы, дети
овладевают выражением эмоций, что оказывает существенное влияние на их
поведение и деятельность. Задержка в развитии этого умения происходит у детей,
находящихся в неблагоприятной среде, когда у ребенка формируются стабильные
отрицательные эмоциональные переживания - тревога, чувство неполноценности [28,
с.53].
В работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович,
А.В.Запорожца мы находим указание на то, что формирование высших человеческих
чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований
и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием
личности, содержанием побудительных мотивов поведения. В результате ребенок
приобретает своеобразную систему мер, сферу своей социальной жизни, эталоны,
сопоставление с которыми определяет эмоциональное оценивание явлений как
привлекательных или отталкивающих, как добрых или злых, как красивых или
безобразных (Д.И.Фельдштейн) [3, с.11].
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного
детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов
и потребностей.
Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся
более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются
трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими
как голод, жажда и т.д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника.
Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась
оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный
результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.
Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы
выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими
выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания
другого.
Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное
сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком
предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и
поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга
демонстрируется детьми 6-7 лет.
Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с
собственной художественно-творческой деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять
эмоциональное состояние других людей. Этот вопрос подробно изучен А.М.Щетининой
(1984) на детях 4-5 и 6-7 лет. Ею были выявлены типы восприятия эмоций по
экспрессии, которые могут рассматриваться и как уровни развития этого умения
[3, с.239].
-
Довербальный
тип. Эмоция не обозначается словами, ее опознание обнаруживается через
установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации
(«он, наверное, мультик смотрит»).
-
Диффузно-аморфный
тип. Дети называют эмоцию, но воспринимают ее поверхностно, нечетко
(«веселый», «посмотрел и узнал, что он грустит»). Составляющие элементы эталона
эмоции еще не дифференцированы.
-
Диффузно-локальный
тип. Воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, дети
начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (в большинстве
случаев - глаза).
-
Аналитический
тип. Эмоция опознается благодаря выделению элементов экспрессии. В
подавляющем числе случаев дети опираются на выражение лица, а не позы.
-
Синтетический
тип. Это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоций, а
целостное, обобщенное («злая она, потому что вся злая»).
-
Аналитико-синтетический
тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их («она веселая, у
нее все лицо такое - глаза веселые и рот»).
Нужно отметить, что восприятие эмоциональных состояний детьми 4-5 лет
происходило во многих случаях только после подсказки экспериментатором
конкретной ситуации, породившей данную эмоцию. Собственный эмоциональный отклик
(эмпатия) проявлялся детьми как 4-5 лет, так и 6-7 лет чаще всего при
восприятии эмоций гнева, грусти и страха.
Для большей части детей 5-6 лет становится доступным определение эмоций
другого человека по его речи (Манеров, 1993). Задержка в развитии этого умения
происходит у детей из неблагополучных семей, когда у ребенка формируются
стабильные отрицательные эмоциональные переживания (тревога, чувство
неполноценности). Очевидно, это приводит к снижению контактов в общении и, как
следствие, к недостаточному опыту в восприятии эмоций других. У этих детей
недостаточно развита и эмпатия.
В преддошкольном возрасте (по данным Л.Небжидовского), в 6-7 лет
завязываются дружеские отношения между
детьми, хотя ясного понимания дружбы еще нет; понятия доверительных отношений и
взаимности для детей этого возраста слишком сложны. Тем не менее с друзьями и
чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 4- и 5-летние дети
способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе отношения в течение
|