Глава 1. Теоретические основы развития представлений о числе и счете у детей
старшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
представлений о числе и счете у детей старшего дошкольного возраста
Предоснову становления методики развития математических представлений у детей
дошкольного возраста как научной дисциплины составляло устное народное
творчество (сказки, считалки, загадки, шутки и т.д.). В ходе их освоения дети
не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать
изменения, происходящие в окружающей их действительности (изменения цветовые,
природные, пространственные и временные). Это обеспечивало естественное
развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.
В 1574 году первопечатник Иван Федоров в созданной им печатной учебной
книге - «Букваре» предложил упражнения для обучения детей счёту. В устном
народном творчестве тех лет также отражены взгляды педагогов и родителей на математическое
развитие ребёнка. В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей
дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах
измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических
системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д.
Ушинским, Л.Н. Толстым и т.д. Педагоги той эпохи под влиянием требований
развивающейся практики пришли к выводу о
необходимости подготовки детей к усвоению математики в школе. Ими
высказывались определённые предложения о содержании и методах обучения детей, в
основном в условиях семьи [11].
Чешский мыслитель-гуманист и педагог Я.А.Коменский (1562-1670) в программу
по воспитанию дошкольников включил арифметику: усвоение счёта в пределах первых
двух десятков (для 4-6-летних детей), определение большего и меньшего из них,
сравнение предметов и геометрических фигур, изучение общеупотребляемых мер.
Передовые идеи в обучении детей дошкольной арифметике также высказывал русский
педагог К.Д. Ушинский. Писатель и педагог Л.Н. Толстой издал в 1872 году
«Азбуку», одна из частей которой называлась «Счёт». Л.Н. Толстой предлагал
учить детей счёту «вперёд» и «назад» в пределах сотни и нумерации, основываясь
при этом на детском практическом опыте, приобретённом в игре [13].
Методы развития у детей представлений о числе и форме нашли своё
отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого
педагога Ф. Фределя, итальянского педагога М. Монтессори и др. В целом обучение
математике по системе Марии Монтессори начиналось с сенсорного впечатления,
затем осуществлялся переход к пониманию символа, что делало математику
привлекательной и доступной даже для 3-4-летних детей.
Итак, передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признали роль и необходимость
первичных математических знаний в развитии и воспитании дошкольников, выделяли
при этом счёт в качестве средства умственного развития и настоятельно рекомендовали
обучать детей ему как можно раньше, примерно с 3-х лет.
Становление методики развития элементарных математических представлений в
XIX- начале XX вв. также происходило под непосредственным воздействием идей
реформирования школьных методов обучения арифметике. Особо выделялись два
направления: с одним из них связан так называемый метод изучения чисел, или
монографический метод, а с другим - метод изучения действий, который назвали
вычислительным. Оба метода сыграли положительную роль в дальнейшем развитии
методики, которая вобрала в себя приёмы, упражнения, дидактические средства
одного и другого метода [20].
В конце XIX - начале XX вв. были широко распространены идеи обучения
математике без принуждения и дидактичности, но без лишней занимательности. Математики,
психологи, педагоги разрабатывали математические игры и развлечения, составляли
сборники задач на смекалку, преобразование фигур, решение головоломок. Широко
применялись в обучении
|