Глава 1. Теоретические аспекты развития слухового восприятия у детей младшего
дошкольного возраста
1.1. Понятие слухового восприятия в психолого-педагогической литературе
Проблема восприятия привлекает внимание психологов с конца XIX века
(А.Валлон, Дж.Гибсон, Г.Э.Мюллер, Ж.Пиаже, Э.Б.Титченер). В отечественной
психологии положения по теории восприятия разработаны в трудах Б.Г.Ананьева,
А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, С.Л.Рубинштейна и их последователей.
Для возникновения отражения только воздействия отражаемого объекта на
живую систему, являющуюся субъектом отражения, недостаточно. Необходимо, чтобы
существовал «встречный процесс - деятельность субъекта к отражаемой
реальности». В зависимости от принадлежности к школе Л.С.Выготского или к школе
С.Л.Рубинштейна авторы психологических исследований сложной
чувственно-мыслительной деятельности отдают предпочтение процессам
интериоризации или экстериоризации.
По мнению Л.С.Выготского, формирование внутренних структур человеческой
психики происходит благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции
высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится
логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением
или творческим воображением. Все внутренние процессы, считает Л.С. Выготский, -
продукт интериоризации [4].
С точки зрения С.Л.Рубинштейна и его учеников, личность выступает как
целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние
воздействия. Деятельность определяется своим объектом не прямо, а через ее
внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы).
В отличии от ощущений,
отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве
единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его
инвариантных свойств. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят,
необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность,
направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления
ощущения этого, как правило, не требуется.
Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и
достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы,
чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса
восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу
нескольких анализаторов.
Образ восприятия
выступает как результат синтеза
ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом
живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно
оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом
предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего
зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной [3; с.119].
В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает
больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о
свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. В соответствии
с этим различают зрительное,
слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При
этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения,
которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта
с предметом.
В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными
ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения,
сопровождающие движения глаза
(аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). В процессе слухового
восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для
человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование
речи. За счет словесного
обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с
решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к
формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить
адекватную деятельность.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие
решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений,
получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое
явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления,
который складывается в ходе активного их отражения [25].
|