Глава 1. Понятие эмоциональной сферы в
психолого-педагогической литературе
1.1. Развитие эмоциональной сферы у
детей старшего дошкольного возраста
Особую роль в
психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста занимают эмоции,
развитие эмоциональной сферы.
Эмоциональная сфера
рассматривается как целостный класс явлений, охватывающий и примитивные
влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение
и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения,
разрешающие простые и сложные адаптационные задачи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.К. Симонов и др.).
С.Л. Рубинштейн, отмечая
взаимосвязь ситуации и потребностей в эмоциональных процессах, обусловливающих
дальнейшее поведение индивида, говорит о том, что в эмоциональных процессах
устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в
соответствии или вразрез потребностям индивида, ходом его деятельности,
направленной на удовлетворение этих потребностей, с одной стороны, и течением
внутренних органических процессов, захватывающих основные витальные функции, от
которых зависит жизнь организма в целом, с другой. В результате индивид
«настраивается» для соответствующего действия или противодействия [32, с.127].
Согласно исследованиям
К.Э. Изарда, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимости
(смысл) явлений и ситуаций и служат одним из механизмов внутренней регуляции
психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных
потребностей (мотивации) [15, с.38].
А.Н. Леонтьев считал, что
сфера аффективных, в широком смысле слова, процессов охватывает различные виды
внутренних регуляций деятельности, отличающихся друг от друга как по уровню
своего протекания, так и по условиям, которые их вызывают, и по выполняемой ими
роли [14, с.96].
Эмоции
- особый класс
психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и
мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения,
радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций
для осуществления его жизнедеятельности.
Чувства
- устойчивые
эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие
значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами; высший продукт
развития эмоциональных процессов в общественных условиях.
К. Изард, автор одной из
популярных теорий человеческих эмоций, раскрыл понимание эмоций, включающее три
аспекта:
1.
переживаемое
или осознаваемое ощущение эмоции;
2.
процессы,
происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других
системах организма;
3.
поддающиеся
наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности, те, которые отражаются
на лице [15, с.8].
Обобщая его точку зрения,
можно сказать, что эмоции - это процесс, включающий нейрофизиологические
процессы, субъективное переживание и его внешнее выражение.
Основываясь на
характеристике эмоции как процесса, Б.И. Додонов выделяет три его компонента.
Первый компонент -
эмоциональное возбуждение, которое определяет мобилизационные сдвиги в
организме. Когда происходит определенное событие, имеющее значение для
конкретного индивида и оно фиксируется им как эмоциональный процесс, идет нарастание
возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и
вегетативных процессов. В некоторых случаях в зависимости от конкретной
ситуации и индивидуальных характеристик личности возбудимость, наоборот, может
уменьшаться.
Второй компонент - знак
эмоции. В зависимости от оценки индивидом происходящего события возникает либо
положительная эмоция (если со бытие оценено как позитивное), либо негативная
(если событие оценено как отрицательное). Тогда в первом случае эмоция
побуждает на продолжение события, а во втором - на его прекращение.
Третий компонент - степень контроля. В некоторых случаях личность в
состоянии контролировать свои эмоциональные проявления. Но в случае крайнего
возбуждения, при переживании таких эмоций, как паника, ужас,
|