Глава 1. Теоретические аспекты развития
мелкой моторики старших дошкольников
1.1 Закономерности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста
Мелкая моторика - один из
основных навыков, которым должен овладеть ребенок в самом начале своей жизни.
Под понятием мелкой моторики подразумевается работа пальцев рук, направленная
на хватание, удерживание и манипулирование различными предметами [13].
Понять
основные психофизиологические закономерности двигательного развития ребенка
дошкольного возраста позволяет теория Н.А. Бернштейна. Развитие двигательной
сферы ребенка заключается в формировании сложнейшей организации действий,
обеспечивающих быстрое, верное и точное выполнение разнообразных движений за
счет их исправления, уточнения, изменения по ходу выполнения.
Н.А.
Бернштейн писал: «Координация движений есть преодолевание избыточных степеней
свободы движущего органа, превращение его в управляющую систему» [6]. Рука человека от плеча до
кончиков пальцев, обладает огромным числом степеней свободы: целенаправленно
(произвольно) совершить движение рукой, скажем, донести ложку до рта, означает
не дать этому бесконечному числу степеней свободы осуществиться, ограничить их
до минимума, который необходим в данном конкретном случае. Например, ребенок,
учась действовать с ложкой, учится ограничивать подвижность суставов.
Н.А.
Бернштейном был предложен совершенно новое понимание управления движениями: он
назвал его принципом сенсомоторных коррекций, уточняющие моторные импульсы в
процессе движения на основе непрерывно поступающей информации об изменениях в
ходе условии его протекания. Он описал, что какую информацию несут сигналы обратной
связи: сообщают ли о степени напряжения мышц, о положении частей тела, о
скорости, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного
мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях.
Н.А.
Бернштейн описал уровни построения движений. Каждый уровень имеет
специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню
соответствует свой класс движений: центральный отдел управления - этаж, тип
сенсорных коррекций, тип двигательных задач и репертуар движений.
Уровень
А - этот уровень функционирует с первых недель жизни новорожденного.
Обеспечивает удержание тела в равновесии. Движения, где данный уровень
выступает в качестве ведущего: дрожь, ритмично-вибрационные движения, принятие
и удержание определенной позы, при этом большая часть движений, которые
регулируются данным уровнем, остается на протяжении всей жизни непроизвольной и
неосознаваемой.
Уровень
В - этот уровень обеспечивает переработку сигналов от мышечно-суставных
рецепторов, сообщающих о взаимном расположении частей тела, обеспечивает
согласованную работу больших групп мышц. Этот уровень начинает функционировать
на 2 году жизни ребенка.
Уровни
А и В обеспечивают удержание общей позы, например, при выполнении ребенком
движений кистями и пальцами рук. Они, хотя не ведут непосредственно движения,
тем не менее обеспечивают согласование работающего органа со всем телом. В
повторяющихся движениях уровень В обеспечивает ритмическую организацию,
обуславливающую оптимальную работу руки и энергетических затрат, т.е. выступает
в качестве фоновых уровней.
Уровень
С - уровень пространственного поля. На него поступает информация о состоянии
внешней среды. Этот уровень отвечает за построение движений, приспособленных к
пространственным свойствам объектов - к их форме, массе и другим особенностям.
Среди них виды локомоций (перемещения), тонкая моторика рук и др. В обеспечение
этого уровня наряду с подкорковыми структурами принимает участие кора, поэтому
его созревание, начинаясь очень рано - на первом году жизни - продолжается на
протяжении всего детства и даже юности.
Следующие
уровни - могут принимать непосредственное участие в тонких движениях рук, в
качестве ведущих уровней.
Уровень
С - нечто вроде 2-х раздельных уровней, один из которых в какой-то мере подчинен
другому - подуровни С1 и С2.
Подуровень С1 - обеспечивает приспособительность
движения по ходу процесса. Эта группа приспособлений выступает проекцией
двигательного процесса на внешне реальное пространство с его силами и
объектами. С 6-7 до 10 лет интенсивно развивается уровень регуляции
произвольных движений во внешнем пространственном поле - движений, требующих
прицеливания, копирования, подражания. Движения приобретают точность и
|