Глава I Теоретические аспекты индивидуального
воспитания
1.1 Теоретический
анализ проблемы исследования
Вопросы о
решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности
осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в
Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в
физическом и нравственном отношении. Так, философ Сократ, считал, что
существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его
мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя,
совершенствование нравственности.
Платон
считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом
путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое
значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о
последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании
через положительный пример.
Спустя много
веков, Я.А. Каменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение
древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости,
ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное
изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше
отстает, чем успевает» [1, с.214].
Многие из
идей, связанные с воспитанием нравственности, высказанные в труде «Великая
дидактика», не утратили своего значения и актуальности и сегодня. Следуя
Платону и Аристотелю, Я.А. Коменский основами «кардинального добродетеля»
считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Кроме этих главных
добродетелей, Я. Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание,
благожелательность к другим людям, аккуратность, вежливость, почтительность,
трудолюбие.
Средствами
нравственного воспитания он считал: пример родителей, учителей, товарищей,
наставления, беседы, упражнения детей в нравственном поведении; борьбу с
распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое
значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных
привычек.
Дальнейшее
развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка,
Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.
Английский
философ и педагог Джон Локк в своем основном труде «Мысли о воспитании» большое
значение в нравственном воспитании придает чувству, воображению, воле как
побудительным мотивам воспитания нравственности. Основными моральными
ценностями он признавал благожелательность, гуманное отношение к людям,
правдивость, милосердие.
Непримиримую
борьбу с догматизмом вели французские просветители XVIII века Д. Дидро, К.
Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо. Он исходил из идеи природного
совершенства детей, положившее начало разработке теории «свободного воспитания»
в педагогической науке: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй
воли.
Генрих
Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном
характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства
сострадательности и милосердия как основам нравственного воспитания.
«Деятельная любовь к людям» - доброта к ближним, вот что должно вести человека
в нравственном отношении вперед. Нравственность вырабатывается в ребенке путем
постоянных упражнений в делах. Именно в семье закладываются основы
нравственного поведения ребенка» [51, с.64]. Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственное
поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них
моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.
И.Ф. Гербарт предпринял
попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической
философии. Центральный тезис рассуждений Г. Гербарта – «формирование
нравственного человека, путем сдерживавающего, направляющего, нормального,
взвешанного, морализаторского, увещевающего способов воздействия на личность
ребенка». Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и
безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания
можно целиком выразить в одном только слове – нравственность» [1, с.247].
С прогрессивных позиций
разрабатывал педагогическую теорию нравственного воспитания А. Дистервег. Он
основывался на обогащении детей научными знаниями и привитии им высоких
морально-нравственных качеств.
В
российской педагогике также активно разрабатывались идеи нравственного
воспитания. В «Поучениях» Владимира Мономаха раскрывается основной свод правил
жизни, которым следовал государь и которым советовал следовать своим детям:
любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить,
уклоняться от злых дел, быть милостивым [22, с. 97].
Епифаний
Славинецкий и Симеон Полоцкий главными факторами нравственного воспитания
считали пример родителей и учителей, учили правилам поведения детей в семье, в
школе, общественных местах.
|