Глава 1. Теоретические аспекты
организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном
образовательном учреждении
1.1. Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме организации процесса развития образной речи у детей
дошкольного возраста
Проблема
формирования выразительности и образности детской речи нашла отражение в трудах
многих исследователей детской речи (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова,
Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкина и др.).
О.С.
Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматривает развитие «хорошей речи».
Это понятие характеризуется богатством словаря, точного и выразительного.
«Хорошая речь» отличается разнообразием использования языковых средств,
уместным их употреблением. Ушакова одной из важнейших задач речевого развития
дошкольников считает воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к
языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в
своей речи и при создании собственных сочинений [36].
М.М.
Алексеева, В.И. Яшина, О.С. Ушакова под образной речью понимают умение ребенка
правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение,
олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко,
точно, убедительно выражать свои мысли и чувства [1].
Рассматривая
развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Н.В.
Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный
объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний,
синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление
связного высказывания. В связи с этим она прослеживает связь каждой речевой
задачи с развитием образности речи [39].
Е.В.
Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. Говоря об
образной речи, она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же
время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом,
правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. По ее мнению,
образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения
в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других
представлений. С.В. Савушкина исследовала развитие образной речи старших
дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного творчества
[21].
М.М.
Алексеева, В.И. Яшина одним из наиболее эффективных методов развития образной
речи считают драматизацию. В процессе драматизации, ребенок связывает слово с
действием, с образом [1]. Одним из наиболее эффективных путей развития образной
речи дошкольников, исследователи признают использование разных жанров
литературы, устного народного творчества – малых жанров (пословиц, поговорок,
загадок), сказок, былин.
Через
особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых
средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) фольклор передает
отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные
средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают
мышление, совершенствуют словарь детей.
Е.И.
Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную
форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство
родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными
выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении
своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая
живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого
следует [29].
Е.Н.
Водовозова в своей фундаментальной научной работе пишет о важном воспитательном
значении сказки в речевом развитии детей: «Есть и в высшей степени дельные
народные сказки, где фантазия служит покровом, под которым скрывается житейская
истина, разумная мысль, или живое, поэтическое изображение природы и быта
людей». Она пишет также, что «хорошо владеть родным языком невозможно без знания
народной речи» [39].
Указания на необходимость работы над образными
средствами языка содержатся в трудах Е.А. Флериной. В своей работе
«Эстетическое воспитание дошкольника» она говорит о важности художественного
слова для приобщения ребенка к народному творчеству: «Через народное творчество
ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и
чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным
широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и
чувства, строй мыслей и язык…В этом сила и значение художественного слова,
литературы для ребенка, для его
|