Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Чт, 12.12.2024, 16:21
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Диплом [ Добавить материал ]

2182. Развитие познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру
Диплом | 12.06.2011, 01:13
Год 2011
Стоимость 3000

Оглавление
Введение    3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру    9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности детей дошкольного возраста    9
1.2 Сущность экспериментирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста    20
1.3 Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру    33
Выводы по главе 1    43
Глава 2. Экспериментальная работа по проблеме развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру    45
2.1 Исследование уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста    45
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру    55
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы    67
Выводы по главе 2    72
Заключение    75
Библиографический список    81
Приложения    86

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Современный этап модернизации российского образования предполагает решение ряда актуальных задач: создание условий для формирования активной, гибкой, адаптивной личности; превращение образования в действенную силу развития общества; запуск механизмов саморазвития всех образовательных систем. Успешность функционирования общества, по мнению ученых, напрямую связана с активностью каждого индивида. Интерес к проблеме развития познавательной активности детей объясняется процессами, происходящими в современном образовании. В настоящее время в обществе темп жизни и объем поступающей информации значительно возросли, а потому образование, ориентированное на передачу знаний, не справляется с возложенными на него обязанностями.

В Законе РФ об образовании образование служит решению задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии (ст.9,п.2). Образование, согласно Закону, должно обеспечить выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и направленного на его совершенствование [23].

В Концепции дошкольного воспитания сказано, что обогащение духовного мира ребенка базируется на положении открывающейся перспективы. Дошкольники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям [27].

Законы Российской Федерации в области образования последних лет «Об утверждении федеральной программы развития образования», «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» и др. гарантируют всем гражданам создание условий для обучения, воспитания и развития в интересах человека, общества, государства, формирование социальной активности, адаптированной к меняющимся условиям жизни общества.

Таким образом, воспитание активной, самостоятельной, творческой личности – одна из основных задач дошкольного образования. Активность, в том числе и познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания.

Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. При этом исследователи указывают на то, что если в дошкольном возрасте не было обеспечено формирование познавательной активности, то развитие психики данной личности пойдет в другом направлении, будет происходить на более узкой основе, если не затормозится совсем (B.C. Мухина и др.) [36, с.98].

Существуют различные подходы к рассмотрению понятия «активность»: обозначается как деятельность (в ее операционально-действенном выражении); противопоставляется пассивности и понимается как предпосылка деятельности, выступая либо как готовность к ней, либо как ее условие; рассматривается как свойство личности: почин, инициативность субъекта, его личностная вовлеченность в деятельность; определяется как категориальное противопоставление адаптивности в качестве исследовательского, творческого звена осуществления всякого поведения и деятельности человека.

Активность - предмет исследования различных наук, естественных и общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. С достаточной степенью условности можно выделить четыре аспекта проблемы в изучении активности; биологический (физический и физиологический), социально-психологический (личностный), психологический и педагогический [16, с.27].

С биологической активностью связывают такие способности, как способность к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению и развитию в процессе взаимодействия организмов с окружающей средой. Источником активности, по В.М.Бехтереву, выступает внешняя среда и внутренние процессы, происходящие в организме. Если биологическая активность характеризуется стихийным уравновешиванием взаимодействующих объектов, то социальная активность - это целенаправленное, осознаваемое воздействие на окружающую среду [13, с.57]. Научная деятельность В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева предопределила центральное направление психологической науки - проблему активности личности.

Личностный аспект активности связан с пониманием сложного взаимодействия внешних и внутренних процессов, видоизменяющих деятельность человека. Активность определяется статусом, социальной функцией, ролью, целью личности и ее нравственно-ценностными ориентациями. Личность является открытой системой, взаимодействующей с миром, образующей самопознание и «Я» - ядро личности. Через вклад в материальную и духовную культуру общества человек, по мнению
Добавил: Демьян |
Просмотров: 1211
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba