Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательной активности дошкольников
средствами экспериментирования на занятиях по окружающему миру
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития
познавательной активности детей дошкольного возраста
Современный этап модернизации российского образования предполагает
решение ряда актуальных задач: создание условий для формирования активной,
гибкой, адаптивной личности; превращение образования в действенную силу
развития общества; запуск механизмов саморазвития всех образовательных систем. Успешность
функционирования общества, по мнению ученых, напрямую связана с активностью
каждого индивида. Интерес к проблеме развития познавательной активности детей
объясняется процессами, происходящими в современном образовании. В настоящее
время в обществе темп жизни и объем поступающей информации значительно
возросли, а потому образование, ориентированное на передачу знаний, не
справляется с возложенными на него обязанностями.
В Законе РФ об образовании образование служит решению задач формирования
общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном
выборе профессии (ст.9,п.2). Образование, согласно Закону, должно обеспечить
выработку личностью жизненного самоопределения, создание условий для ее
самореализации, формирование в сознании учащихся картины мира, адекватной
современному знанию, формирование гражданина, интегрированного в обществе и
направленного на его совершенствование [23].
В Концепции дошкольного воспитания сказано, что обогащение духовного мира
ребенка базируется на положении открывающейся перспективы. Дошкольники
приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая
раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности,
побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность
движения ко все новым знаниям [27].
Законы Российской Федерации в области образования последних лет «Об
утверждении федеральной программы развития образования», «Концепция
модернизации российского образования до 2010 года» и др. гарантируют всем
гражданам создание условий для обучения, воспитания и развития в интересах
человека, общества, государства, формирование социальной активности,
адаптированной к меняющимся условиям жизни общества.
Таким образом, воспитание активной, самостоятельной, творческой личности
– одна из основных задач дошкольного образования. Активность, в том числе и
познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится
одной из основных категорий современного научного познания.
Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей
свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для
формирования в личности ребенка этого важного психологического образования,
опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем
многообразии свойств и проявлений. При этом исследователи указывают на то, что
если в дошкольном возрасте не было обеспечено формирование познавательной
активности, то развитие психики данной личности пойдет в другом направлении,
будет происходить на более узкой основе, если не затормозится совсем (B.C.
Мухина и др.) [36, с.98].
Существуют различные подходы к рассмотрению понятия «активность»: обозначается
как деятельность (в ее операционально-действенном выражении);
противопоставляется пассивности и понимается как предпосылка деятельности,
выступая либо как готовность к ней, либо как ее условие; рассматривается как
свойство личности: почин, инициативность субъекта, его личностная вовлеченность
в деятельность; определяется как категориальное противопоставление адаптивности
в качестве исследовательского, творческого звена осуществления всякого
поведения и деятельности человека.
Активность - предмет исследования различных наук, естественных и
общественных, каждая из которых исследует специфические для нее закономерности
порождения, развития, динамику активности. С достаточной степенью условности
можно выделить четыре аспекта проблемы в изучении активности; биологический
(физический и физиологический), социально-психологический (личностный),
психологический и педагогический [16, с.27].
С биологической активностью связывают такие способности, как способность
к самосохранению, приспособлению, саморегулированию, самовоспроизведению и
развитию в процессе взаимодействия организмов с окружающей средой. Источником
активности, по В.М.Бехтереву, выступает внешняя среда и внутренние процессы,
происходящие в организме. Если биологическая активность характеризуется стихийным
уравновешиванием взаимодействующих объектов, то социальная активность - это
целенаправленное, осознаваемое воздействие на окружающую среду [13, с.57].
Научная деятельность В.М.Бехтерева, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева предопределила
центральное направление психологической науки - проблему активности личности.
Личностный аспект активности связан с пониманием сложного взаимодействия
внешних и внутренних процессов, видоизменяющих деятельность человека.
Активность определяется статусом, социальной функцией, ролью, целью личности и
ее нравственно-ценностными ориентациями. Личность является открытой системой,
взаимодействующей с миром, образующей самопознание и «Я» - ядро личности. Через
вклад в материальную и духовную культуру общества человек, по мнению
|