Глава 1. Теоретические
аспекты формирования основ безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения
1.1 Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ безопасности
жизнедеятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения
Проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей имеет
историю становления и развития. Уже с середины XIX века в классической
педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей
значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни,
гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков
безопасного поведения.
К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность
измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха
ввиду этих опасностей» [66, с.11].
В 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе
было заявлено: «Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является
совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего
возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней... жизнь и здоровье
каждого ребенка должны отныне свято охраняться». Именно в этот период вводится
новый предмет – школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить
учащихся с основами «несчастных случаев» и правилами оказания первой помощи [61,
с. 4].
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны
жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение
находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте
дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов в работах по трудовому
воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского отмечалось, что
детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники
безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными
предметами.
В проекте «Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)»
(1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной
группе. Например, по мнению авторов, детям среднего дошкольного возраста
доступно:
-
овладение молотком, ножом, пилой, клещами,
вырезание ножницами, первичное владение иглой;
-
представление, что при кипении образуется пар,
что пользование техникой в быту облегчает труд человека;
-
умение пользоваться бьющейся посудой, мясорубкой
для провертывания овощей и вымоченного хлеба и другими техническими
приспособлениями в быту, водопроводом;
-
стирка и глажение мелких вещей, мойка и резка
овощей для винегрета;
-
знание, что огонь греет, освещает и жжется и что
с ним нужно обращаться осторожно (с младшей группы);
-
знакомство с разнообразными средствами
передвижения людей и грузов; с телефоном;
-
понимание, что глина, песок, камни в огне не
горят и что от воды, снега, песка огонь гаснет;
-
наблюдение изменения продуктов при варке, сушке,
жарке; приготовление на маленькой плите разных кушаний [67, с.14].
Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные
вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических
работников трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие
необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и
приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления
о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из
методики работы с дошкольниками.
Несмотря на то, что дальнейшем ряд ученых (Л.И. Грехова, Т.В. Земцова,
Л.М. Кларина, Н.Н. Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с
техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения о магнетизме,
электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве
бытовых и транспортных машин, проблема обеспечения безопасности при работе с
ними должного отражения в программных документах дошкольного образования
1964-1985 г.г. не нашла.
Однако, вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно
полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX
века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных
случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения;
невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой;
отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и
необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей
группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды
занятий в детском саду» [23, с.3].
Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками
дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное
воспитание» публикуется большое
|