Глава 1. Теоретические аспекты
методической работы по обеспечению жизнедеятельности детей дошкольного возраста
в психолого-педагогической литературе
1.1. Ретроспективный подход к проблеме
обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Проблема
безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет
эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской
Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно
погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще
больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий
антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий
жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Сегодня,
несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области
законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны
труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере
устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также
низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится
очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого
государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности
жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и
воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального,
техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности
человека происходит в результате предотвращения, локализации и ликвидации как
имеющихся, так и потенциальных источников опасности. Исходя из группы факторов,
составляющих жизнедеятельность человека, можно выделить следующие компоненты
безопасности жизнедеятельности человека [8, c.35]:
1) личная безопасность (безопасность самого
себя);
2) экологическая безопасность (безопасное
состояние экосистемы);
3) социальная безопасность (безопасное
существование человека в обществе, в том числе и в процессе труда);
4) глобальная безопасность (безопасность
биосферы и техносферы в глобальном масштабе) (Л.Н. Горина).
Формирование культуры безопасности
жизнедеятельности включает четыре этапа подготовки: детский сад, школа,
профессиональное образование и дополнительное образование. Все компоненты
системы безопасности жизнедеятельности человека начинают формироваться, начиная
с первой ступени обучения – детского сада, но в соответствии с проведенным
анализом Государственных образовательных стандартов на предмет преемственности
содержания образования, максимальное развитие компонент системы безопасности
жизнедеятельности получает на конкретной ступени образования.
Так на начальной ступени – в детском саду в
соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации
дошкольных образовательных учреждений (Приказ Минобразования РФ № 448 от
22.08.96), начинается формирование всех компонентов системы безопасности
жизнедеятельности, но максимальное развитие получает базовый компонент
безопасности жизнедеятельности – личная безопасность или безопасность самого
себя. Именно на этом этапе имеет место тактильное и вербальное познание
предметного мира, поэтому формирование знания о предметах, правил обращения с
ними и их эксплуатации, позволит обеспечить личную безопасность человека.
Понятие
безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты [2]:
1.
охрана жизни и здоровья детей;
2.
обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.
Но
современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие
понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Действия
руководителя ДОУ по охране труда и обеспечению безопасности всех участников
воспитательно-образовательного процесса основываются на выполнении требований
законодательных документов в этой области.
Трудовой
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г № 197-ФЗ (ред.от 20.11.2006)
устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание
благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и
работодателей.
|