Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Вс, 05.05.2024, 21:38
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Диплом [ Добавить материал ]

2206. Развитие самостоятельности школьников на уроках технологии
Диплом | 12.06.2011, 03:35
Год 2011
Стоимость 3500

Содержание
Введение    3
Глава 1. Теоретические основы воспитания самостоятельности школьников на уроках технологии    7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания самостоятельности    7
1.2. Развитие самостоятельности школьников как педагогическая проблема (приемы, методы, формы)    17
1.3. Использование метода проектов на уроках технологии для развития самостоятельности    25
1.4. Анализ образовательной области «Технология» с точки зрения развития самостоятельности    34
Выводы по 1 главе    40
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию самостоятельности школьников на уроках технологии    42
2.1. Изучение уровня развития самостоятельности учащихся    42
2.2. Реализация педагогических условий развития самостоятельности школьников на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария»    56
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы    66
Выводы по 2 главе    72
Заключение    74
Список литературы    76
Приложения    79




Глава 1. Теоретические основы воспитания самостоятельности школьников на уроках технологии

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания самостоятельности

Ретроспективный анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна привлекала внимание психологов и педагогов.

Уже в античной педагогике зародилось первое признание самостоятельности как важного средства формирования активного, творческого человека, способного изменить мир. Уже в этот период времени появляются первые упоминания о способах рефлексии: самопознание, самовоспитание, самонаблюдение, самосовершенствование. Решающую роль в воспитании и образовании отводится самому человеку.

Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский.

При всем разнообразии социальных условий, установок и этических идеалов основой философской и педагогической мысли в период Просвещения и Нового времени стало представление о свободной, самостоятельной личности, наделенной здравым смыслом. Так, в трудах Я.А.Каменского представлено сочетание новых и уходящих идей с перевесом в сторону прогресса и гуманизма. Он отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Я.А.Каменский сформулировал принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира в осознании и признании ребенка наиболее важным, ключевым звеном в цепи субъектов воспитания [24, с.7].

Достойный вклад в развитие проблемы исследования сделал Ж.Ж.Руссо, который выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. По его мнению, наилучшее воспитание – это самостоятельное накопление жизненного опыта в процессе непосредственных наблюдений. Внутренней мотивацией становится стремление ребенка к самосовершенству. В приобретении знаний большое значение имеют наглядность и самодеятельность [19, с.41].

Предложенные Ж.Ж. Руссо методы обучения, основанные на детской самодеятельности, явились значительным шагом вперед в развитии педагогики. Его идеи пронизаны духом гуманизма, что проявляется в развитии самостоятельности мышления, активности обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка.

А.Дистервег писал: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средство, как он может это осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир».

Анализируя все подходы к определению самостоятельности личности, можно видеть, что ее роль в учебном процессе осознавалась всегда. А.Дистервег, рассматривая идею развития умственных сил учащихся, отмечал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий должен достигнуть этого собственной деятельностью. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его».

Философские подходы к самостоятельности получили свое развитие в работах крупных педагогов. И.Г.Песталоцци требовал, чтобы образовательное учреждение ставило целью не обучение человека, а его развитие как воздействие на личность ребенка. Одним из основных условий развития он выделял самостоятельность. Песталоцци писал, что познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов. Образование должно быть основано на методе элементного воспитания, суть которого – пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Цель – посредством воспитания дать надежду на независимую и активную жизнь [5, с.17].

Экспериментальная педагогика (А.Лай, А.Бине, Г.Холл, Э.Торндайк) определила педагогический принцип саморазвития личности: при разработке педагогических проблем необходимо использование данных детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии; для полноценного развития личности необходим учет индивидуальных особенностей конкретного ребенка [7, с.10].

Педагогика личности (Э.Вебер, Г.Гаудиг) рассматривали воспитание посредством искусства. Цель – формирование на основе высокоразвитой умственной активности человека, способного преодолеть свою внутреннюю неустойчивость. Важная роль отводится познавательному интересу. Самостоятельность рассматривается как важная черта человеческой личности. Развитие самостоятельности опирается на рефлексивные качества [8, с.22].

Таким образом, взгляды ученых этого времени на проблему развития самостоятельности значительно расширились. Важную роль воспитании и образовании играет сама личность, воспитанник признается субъектом учебной деятельности. Основной идеей воспитания и образования этого периода становится формирование самостоятельной личности. Значительное влияние па педагогику этого времени оказали психологические исследования, которые вывели на первый план индивидуальные особенности
Добавил: Демьян |
Просмотров: 1163
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba