Глава 1. Теоретические основы воспитания
самостоятельности школьников на уроках технологии
1.1. Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме воспитания самостоятельности
Ретроспективный анализ
литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна
привлекала внимание психологов и педагогов.
Уже в античной педагогике
зародилось первое признание самостоятельности как важного средства формирования
активного, творческого человека, способного изменить мир. Уже в этот период
времени появляются первые упоминания о способах рефлексии: самопознание,
самовоспитание, самонаблюдение, самосовершенствование. Решающую роль в
воспитании и образовании отводится самому человеку.
Воспитание
самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А.Коменский,
Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский.
При всем разнообразии
социальных условий, установок и этических идеалов основой философской и
педагогической мысли в период Просвещения и Нового времени стало представление
о свободной, самостоятельной личности, наделенной здравым смыслом. Так, в
трудах Я.А.Каменского представлено сочетание новых и уходящих идей с перевесом
в сторону прогресса и гуманизма. Он отстаивал право человека на развитие всех
его возможностей. Я.А.Каменский сформулировал принцип самостоятельности
воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира в осознании и признании
ребенка наиболее важным, ключевым звеном в цепи субъектов воспитания [24, с.7].
Достойный вклад в развитие
проблемы исследования сделал Ж.Ж.Руссо, который выдвинул идею естественной
свободы и равенства людей. По его мнению, наилучшее воспитание – это
самостоятельное накопление жизненного опыта в процессе непосредственных
наблюдений. Внутренней мотивацией становится стремление ребенка к
самосовершенству. В приобретении знаний большое значение имеют наглядность и
самодеятельность [19, с.41].
Предложенные Ж.Ж. Руссо
методы обучения, основанные на детской самодеятельности, явились значительным
шагом вперед в развитии педагогики. Его идеи пронизаны духом гуманизма, что
проявляется в развитии самостоятельности мышления, активности обучения, связи
воспитания с жизнью и личным опытом ребенка.
А.Дистервег писал:
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда
человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в
течение дальнейшей жизни и знает способ и средство, как он может это
осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир».
Анализируя все подходы к
определению самостоятельности личности, можно видеть, что ее роль в учебном
процессе осознавалась всегда. А.Дистервег, рассматривая идею развития
умственных сил учащихся, отмечал: «Развитие и образование ни одному человеку не
могут быть даны или сообщены. Всякий должен достигнуть этого собственной
деятельностью. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности - не
его».
Философские подходы к
самостоятельности получили свое развитие в работах крупных педагогов.
И.Г.Песталоцци требовал, чтобы образовательное учреждение ставило целью не
обучение человека, а его развитие как воздействие на личность ребенка. Одним из
основных условий развития он выделял самостоятельность. Песталоцци писал, что
познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания
идеальных объектов. Образование должно быть основано на методе элементного
воспитания, суть которого – пробудить задатки способностей, которые заложены в
каждом ребенке. Цель – посредством воспитания дать надежду на независимую и
активную жизнь [5, с.17].
Экспериментальная
педагогика (А.Лай, А.Бине, Г.Холл, Э.Торндайк)
определила педагогический принцип саморазвития личности:
при разработке педагогических проблем необходимо использование данных детской
психологии и физиологии, а также
конкретной социологии; для полноценного развития личности необходим учет
индивидуальных особенностей конкретного ребенка [7, с.10].
Педагогика личности
(Э.Вебер, Г.Гаудиг) рассматривали воспитание посредством искусства. Цель –
формирование на основе высокоразвитой умственной активности человека,
способного преодолеть свою внутреннюю неустойчивость. Важная роль отводится
познавательному интересу. Самостоятельность рассматривается как важная черта
человеческой личности. Развитие самостоятельности опирается на рефлексивные
качества [8, с.22].
Таким образом, взгляды ученых этого времени на проблему развития
самостоятельности значительно расширились. Важную роль воспитании и образовании
играет сама личность, воспитанник признается субъектом учебной деятельности.
Основной идеей воспитания и образования этого периода становится формирование
самостоятельной личности. Значительное влияние па педагогику этого времени
оказали психологические исследования, которые вывели на первый план
индивидуальные особенности
|