Глава
1. Теоретические основы формирования
коммуникативной
компетенции
1.1 Коммуникативная
компетенция как предмет педагогического анализа
Взаимодействие человека
с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые
складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи
(отношение зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи) неизбежно и
закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных
взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные
отношения, которые изучает социальная психология.
Всякое производство предполагает
объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять
полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между
людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное
взаимопонимание. Так, например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо
учеников, он должен вступить с ними в общение В психологическом словаре под
редакцией А.В. Петровского и М.Т. Ярошевского (М., 2000) общение
рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития
контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и
включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия,
восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что
выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации,
взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания
принято рассматривать как аспекты общения. Коммуникативная компетентность
рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения
эффективного коммуникативного действия в определённом круге межличностного
взаимодействия.
Исследования
последних лет показывают, что у воспитателей, как начинающих, так и со стажем,
наблюдается бедность арсенала средств решения педагогических задач,
недостаточная сформированность коммуникативной компетенции, педагогических
умений и механизмов понимания другого человека (В.И. Логинова, Г.Г. Петроченко,
П.Г. Саморукова и др.).
По
мнению многих исследователей коммуникативная компетенция является «сердцевиной
профессионализма воспитателя» потому, что общение с людьми составляет сущность
педагогической деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы (Д.Н. Исаев, Э.Берн, П.Н.Виноградов, К.Г.
Юнг, К.Меер) показал, что на протяжении многих лет идёт поиск разнообразного
содержания, форм и методов взаимодействия педагогов с детьми, родителями,
коллегами.
Передача
информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие
как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как
перцептивный аспект общения (Г.М. Андреева).
Общаясь,
люди обращаются к языку, как к одному из важнейших средств общения. С помощью
средств общения осуществляется обмен сообщениями или коммуникация (от англ.
communicate - сообщать, передавать) - одна из сторон человеческого общения -
информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями,
ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями [5; 17].
Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек
совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется
коммуникация: во-первых, с каким-либо одним человеком или людьми, которые
должны оценить результаты деятельности - он думает о людях и их мнении,
во-вторых, с самим собой - он сообщает себе представления, идеи, ценностные
ориентации, эмоции, чувства, настроения и сам оценивает эти сообщения. Когда
двое или более людей обмениваются сообщениями, то возникает необходимость во
взаимопонимании. Однако взаимопонимание возникает не всегда. Это объясняется
тем, что к одному и тому же явлению люди могут относиться по-разному, между
людьми могут быть социальные, политические, нравственные, профессиональные и
иные различия. В тех случаях, когда взаимопонимание отсутствует, повышается
аффективность - возбуждение. Аффективность не способствует взаимопониманию, а,
напротив, усугубляет непонимание на речевом и эмоциональном уровнях. Поэтому
следует помнить, что успех коммуникации обеспечивает постоянное внимание к
партнерам по общению и готовность к коррекции своих отношений и оценок по ходу
общения. Каждый из нас живёт, работает, учится среди людей. Одних мы любим, к
другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения.
В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, общаемся с
окружающими - коллегами, подчиненными, знакомыми или незнакомыми людьми.
Общение - основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения
может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически
всего, что мы делаем и служит жизненно важной
|