Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития детей в условиях
современного социума
1.1. Специфика развития детей
В дошкольном
возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к
окружающему миру, суть которой, заключается в том, что у дошкольника возникают
внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем
возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослыми или
воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает
определять собственное поведение. Советский психолог А. Н. Леонтьев дошкольное
детство называл периодом первоначального и фактического складывания личности –
«Это период первоначального фактического склада личности, период развития
личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка
завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые
образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее
единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного
детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов
личности, он так важен» [27].
Вся психическая жизнь ребенка и его отношение к
окружающему миру, по мнению Смирновой Е.
О. перестраиваются в этом возрасте, суть, которой заключается в том, что в
дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения [40].
Дошкольный возраст Согласно Д. Б. Эльконину, вращается
вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач,
взрослый в свою очередь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных
функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и
т.п.) [43]. По мнению автора именно в процессе развития отношений между
ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит
возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм,
формирование личного сознания и развитие
произвольного поведения [43].
По мнению Л. Ф. Обухова условия жизни
дошкольника, изменение требований к нему со стороны взрослых, растущие
возможности познания, а также изменение типа ведущей деятельности усложняют и
структуру личности
ребенка [33]. Это, прежде всего, связано с тем, что на всем протяжении
дошкольного возраста происходит соподчинении
(иерархии) мотивов, в качестве которых могут выступать и содержание
самой деятельности, и ее общественное значение, успех и неуспех в ее
проведении, самооценка и получение группового признания. Согласно автору у
разных детей на первый план могут выступать самые разные мотивы, подчиняя себе
остальные и организуя деятельность ребенка.
В свою очередь Л. С. Выготский отметил, что
перестройка
мотивационной сферы связана и с усвоением ребенком морально-этических норм, где дети разделяют все поступки на
«хорошие» или «плохие» [10]. Согласно автору, первоначально непосредственное
эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с
нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют
аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя,
другого человека, а вот старшие дошкольники уже связывают свою аргументацию с
общественным значением поступка [9].
Многими учеными (Абрамова Г.
С. [2], Божович Л. И. [5], Выготский, Л. С. [10], Запорожец, А. В. [15] и др.)
отмечают, что среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном
возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т.е. способность управлять своими действиями,
контролировать их, и при этом главной чертой произвольного и волевого действия является
его осознанность. По мнению А.
Н. Леонтьев без осознания своих действий невозможно управлять ими и
контролировать их, так как импульсивность и неуправляемость поведения
дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью – дети не замечают,
не знают и не осознают, что они делают [27]. Таким образом, формирование
осознанности действий дошкольников должен быть первым и главным шагом в
воспитании произвольного поведения дошкольников.
В становлении осознанности поведения ребенка, по
мнению многих психологов (Абрамова Г. С. [2], Божович
Л. И. [5], Выготский, Л. С. [10], Запорожец, А. В. [15], Эльконин Д. Б.
[43] и др.), принадлежит речи и речевому общению со взрослым,
важнейшей функцией которой является то,
что она является средством преодоления актуально воспринимаемой ситуации и
связывает действия ребенка во времени, благодаря чему становится возможным
«действовать в будущем», т. е. планировать свое поведение. Согласно авторам
необходимость сформулировать свои намерения является для ребенка толчком к
тому, чтобы осознать ситуацию и собственные действия в ней. Речь выступает как
фактор, мобилизующий опыт ребенка [43].
В свою очередь В. М. Минаева отмечает, что решающее значение речи как средства овладения своим поведением
доказывается также фактами из патологии речи, например, при афазии
(расстройстве или утрате речи)
|