Введение 3 Глава I. Особенности развития самосознания младших школьников 6 1.1. Психологическая сущность самосознания: история понимания, определения, компоненты 6 1.2. Особенности самосознания младших школьников 11 Глава 2. Исследование развития самосознания у младших школьников 17 1.1. Методики исследования самосознания 17 2.2. Экспериментальное исследование по выявлению развития самосознания у школьников с 6 до 7 лет 21 Заключение 29 Список использованной литературы: 31
Заключение Итак, формирование самосознания - важнейший фактор развития личности младшего школьника. Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самосознания, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится с каждым годом все более автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих. В ходе нашего исследования мы выяснили, что самосознание, как важнейший механизм регуляции поведения, играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками. В теоретической части курсовой работы было дано определение самосознания, освещена история понимания сущности Я-концепции, рассмотрены функции, структурные компоненты самосознания, выделены разновидности «образа Я». Также мы выяснили, какими особенностями обладает самосознание детей младшего школьного возраста, как оно формируется, какую роль играет в процессе учебной деятельности. Экспериментальное исследование, изложенное в практической части курсовой работы, позволило сделать следующие выводы: • становление образа Я и общей самооценки у детей происходит от 6 к 7 годам; • в своем формировании самооценка детей первого класса несколько опережает содержательный план образа Я; • первоклассники и второклассники (в особенности слабоуспевающие и отличники) обнаруживают высокую самооценку; • в 3 и особенно в 4 классе тенденция к переоценке себя у отстающих школьников значительно снижается, а у отличников обнаруживается не столь явно под влиянием усвоенной этической нормы: «хвалить самого себя нескромно».
В соответствии с этим, хотелось бы считать, что цель нашего исследования – рассмотрение особенностей развития самосознания младших школьников в процессе учебной деятельности, - достигнута, а задачи – выполнены.
Список использованной литературы: 1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - 4-е изд., стер. - М. : Academia, 1999. - 663 с. 2. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - 3-е изд., стер. - М. : Academia, 2001. - 320 с. 3. Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Просвещение, 1982.- 432 с. 4. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении / Н. Афанасьева // Школьный психолог. Прилож. к газете "Первое сентября". - 2001. - № 32. – С. 5-8 5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. / Под ред. Пилиповского В.Я. М., Прогресс, 1986. - 422 с. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 451с. 7. Вачков И. В. Самосознание школьников: роль метафор / И. В. Вачков// Школьные технологии. - 2004. - № 1.-С.228-232. 8. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 159 с. 9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия : [Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений] / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Academia, 1999. - 313 с. 10. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: Хрестоматия : [Учеб. пособие для пед. спец.] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Academia, 1999. - 624 с. 11. Возрастная психология: личность от молодости до старости : Учеб. пособие по курсу "Возраст. психология" для студентов и преп. учеб. заведений / М. В. Гамезо [и др.]. - М. : Пед. о-во России : Ноосфера, 1999. - 270 с. 12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 222 с. 13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; [Под ред. и с послесл. В. В. Давыдова]. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 534 с. 14. Горбов Ф. Д. Я - второе я / Ф. Д. Горбов ; Сост. С. Ф. Горбов ; [Предисл. Ю. Б. Гиппенрейтер ; Послесл. В. П. Зинченко]. - М.; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2000. - 222 с. 15. Дубровина И. В. Психология : [Учеб. для сред. пед. учеб. заведений] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2001. - 461 с. 16. Практическая психология образования : [Учеб. пособие для вузов по спец. 031000 "Педагогика и психология" / Дубровина И. В., Андреева А. Д., Гуткина Н. И. и др.] ; Под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2004. 17. Кулагина И. Ю. Возрастная психология : Развитие ребенка от рождения до 17 лет : [Учеб. пособие] / И. Ю. Кулагина ; Ун-т Рос. акад. образования. - 2-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1997. - 177 с. 18. Мухина В. С. Возрастная психология : Учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. - М. : Academia, 1997. - 431 с. 19. Общая психодиагностика / [Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В. С. и др.]. - СПб. : Речь, 2002. - 439 с. 20. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная психология): Учебник. – М.: Роспедагенство, 1996. – 372 с. 21. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988. -136 с. 22. Петровский А. В. Записки психолога / А. В. Петровский. - М. : УРАО, 2001. - 464 с. 23. Практическая психология образования : [Учеб. пособие для вузов по спец. 031000 "Педагогика и психология" / Дубровина И. В., Андреева А. Д., Гуткина Н. И. и др.] ; Под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2004. - 588 с. 24. Романова И. А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии / И. А. Романова // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, N 1.-С.102 - 112 25. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание: Учеб.-метод. пособие / Л.Ю. Сироткин, А.Н.Хузиахметов. – Казань: Изд-во «Матбугат йорты». – 1999. -212 с. 26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 672 с. 27. Фридман Л. М. Формирование самосознания учащихся / Л. М. Фридман // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 3. - С.31 - 43. 28. Цукерман Г. А. Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности?: (Три года лонгитюдного исследования) / Г. А. Цукерман, Ю. И. Суховерша // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 1. - С.52 - 63. 29. Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 3 30. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. Ч. 1 / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. - М.: Новая шк., 1994 . - 28 с. 31. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. Ч. 2 / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. - М.: Новая шк., 1994 . - 84 с. 32. Цукерман Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - М. : Интерпракс, 1995. - 287 с. 33. Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 68 - 81. 34. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.- 144 с. 35. Шилов Ю. Е. "Я-концепция" как система понимания форм существования Я / Ю. Е. Шилов// Журнал прикладной психологии. - 2004. - N 4-5.-С.91 - 95.
|