Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Пн, 29.04.2024, 09:36
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Курсовая [ Добавить материал ]

22. Самосознание младших школьников в процессе учебной деятельности
16.09.2009, 23:26

 
Введение 3
Глава I. Особенности развития самосознания младших школьников 6
1.1. Психологическая сущность самосознания: история понимания, определения, компоненты 6
1.2. Особенности самосознания младших школьников 11
Глава 2. Исследование развития самосознания у младших школьников 17
1.1. Методики исследования самосознания 17
2.2. Экспериментальное исследование по выявлению развития самосознания у школьников  с 6 до 7 лет 21
Заключение 29
Список использованной литературы: 31

Заключение
Итак, формирование самосознания  - важнейший фактор развития личности младшего школьника.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самосознания, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность, существенным расширением круга общения. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием  оценок со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.
В этом возрасте, по мере накопления опыта в оценивании результатов собственной деятельности (прежде всего учебной), самооценка ребенка становится с каждым годом все более автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.
В ходе нашего исследования мы выяснили, что самосознание, как важнейший механизм регуляции поведения, играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.
В теоретической части курсовой работы было дано определение самосознания,  освещена история понимания сущности Я-концепции, рассмотрены  функции, структурные компоненты самосознания, выделены разновидности «образа Я».
Также мы выяснили, какими особенностями обладает самосознание   детей   младшего школьного   возраста, как оно формируется, какую роль играет в процессе учебной деятельности.
Экспериментальное исследование, изложенное в практической части курсовой работы, позволило сделать следующие выводы:
• становление образа Я и общей самооценки у детей происходит от 6 к 7 годам;
• в своем формировании самооценка детей первого класса несколько опережает содержательный план образа Я;
• первоклассники и второклассники (в особенности слабоуспевающие и отличники) обнаруживают высокую самооценку;
• в 3 и особенно в 4 классе тенденция к переоценке себя у отстающих школьников значительно снижается, а у отличников обнаруживается не столь явно под влиянием усвоенной этической нормы: «хвалить самого себя нескромно».

В соответствии с этим, хотелось бы считать, что цель нашего исследования – рассмотрение особенностей   развития самосознания младших школьников в процессе учебной деятельности, - достигнута, а задачи – выполнены.

 

 


 

Список использованной литературы:
1.  Абрамова Г. С.   Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - 4-е изд., стер. - М. : Academia, 1999. - 663 с.
2.  Абрамова Г. С.   Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - 3-е изд., стер. - М. : Academia, 2001. - 320 с.
3.  Анастази А. Психологическое тестирование. – М.: Просвещение, 1982.- 432 с.
4.  Афанасьева Н.   Личностный подход в обучении / Н. Афанасьева
// Школьный психолог. Прилож. к газете "Первое сентября". - 2001. - № 32. – С. 5-8
5.  Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. / Под ред. Пилиповского В.Я. М., Прогресс, 1986. - 422 с.
6.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 451с.
7.  Вачков И. В.   Самосознание школьников: роль метафор / И. В. Вачков// Школьные технологии. - 2004. - № 1.-С.228-232.
8.  Венгер А. Л.   Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 159 с.
9.   Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия : [Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений] / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Academia, 1999. - 313 с.
10.    Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: Хрестоматия : [Учеб. пособие для пед. спец.] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - М. : Academia, 1999. - 624 с.
11.   Возрастная психология: личность от молодости до старости : Учеб. пособие по курсу "Возраст. психология" для студентов и преп. учеб. заведений / М. В. Гамезо [и др.]. - М. : Пед. о-во России : Ноосфера, 1999. - 270 с.
12.  Выготский Л. С.   Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 222 с.
13.  Выготский Л. С.   Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; [Под ред. и с послесл. В. В. Давыдова]. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 534 с.
14.  Горбов Ф. Д.   Я - второе я / Ф. Д. Горбов ; Сост. С. Ф. Горбов ; [Предисл. Ю. Б. Гиппенрейтер ; Послесл. В. П. Зинченко]. - М.; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т : МОДЭК, 2000. - 222 с.
15.  Дубровина И. В.   Психология : [Учеб. для сред. пед. учеб. заведений] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; Под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стер. - М. : Academia, 2001. - 461 с.
16.  Практическая психология образования : [Учеб. пособие для вузов по спец. 031000 "Педагогика и психология" / Дубровина И. В., Андреева А. Д., Гуткина Н. И. и др.] ; Под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2004.
17.  Кулагина И. Ю.   Возрастная психология : Развитие ребенка от рождения до 17 лет : [Учеб. пособие] / И. Ю. Кулагина ; Ун-т Рос. акад. образования. - 2-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1997. - 177 с.
18.  Мухина В. С.   Возрастная психология : Учеб. для студентов вузов / В. С. Мухина. - М. : Academia, 1997. - 431 с.
19.  Общая психодиагностика / [Бодалев А. А., Столин В. В., Аванесов В. С. и др.]. - СПб. : Речь, 2002. - 439 с.
20.  Обухова Л.Ф. Детская (возрастная психология): Учебник. – М.: Роспедагенство, 1996. – 372 с.
21.  Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988.  -136 с.
22.  Петровский А. В.   Записки психолога / А. В. Петровский. - М. : УРАО, 2001. - 464 с.
23.   Практическая психология образования : [Учеб. пособие для вузов по спец. 031000 "Педагогика и психология" / Дубровина И. В., Андреева А. Д., Гуткина Н. И. и др.] ; Под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2004. - 588 с.
24.  Романова И. А.   Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии / И. А. Романова // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, N 1.-С.102 - 112
25.  Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание: Учеб.-метод. пособие / Л.Ю. Сироткин, А.Н.Хузиахметов. – Казань: Изд-во «Матбугат йорты». – 1999.  -212 с.
26.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 672 с.
27.  Фридман Л. М.   Формирование самосознания учащихся / Л. М. Фридман // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 3. - С.31 - 43.
28.  Цукерман Г. А.   Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности?: (Три года лонгитюдного исследования) / Г. А. Цукерман, Ю. И. Суховерша // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 1. - С.52 - 63.
29.  Цукерман Г. А.   Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г. А. Цукерман
// Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 3
30.  Цукерман Г. А.   Введение в школьную жизнь. Ч. 1 / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. - М.: Новая шк., 1994 . - 28 с.
31.  Цукерман Г. А.   Введение в школьную жизнь. Ч. 2 / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. - М.: Новая шк., 1994 . - 84 с.
32.  Цукерман Г. А.   Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - М. : Интерпракс, 1995. - 287 с.
33.  Цукерман Г. А.   Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников / Г. А. Цукерман
// Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 68 - 81.
34.  Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -  М.: Наука, 1977.- 144 с.
35.  Шилов Ю. Е.   "Я-концепция" как система понимания форм существования Я / Ю. Е. Шилов// Журнал прикладной психологии. - 2004. - N 4-5.-С.91 - 95.

Добавил: Демьян |
Просмотров: 2269
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba