ГЛАВА 1. Научно- теоретические основы
проблемы развития словообразования глаголов у дошкольников с общим
недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием
1.1
Понятие
«словообразование глаголов»
Словообразование – это раздел науки о языке,
изучающий: а) морфемный состав слова; б) отношения производности между однокоренными
словами, т.е. образование от производящих [7] основ.
Новые слова в русском языке образуются на
основе слов, словосочетаний, реже – предложений. При образовании используются
приставки, суффиксы, сложение основ.
Слова в русском языке образуются следующими
основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным,
бессуффиксным, сложением основ, переходом из одной части речи в другую [6].
Определяя морфемный состав слова, необходимо
сначала выделить формообразующие морфемы, т.е. начинать анализ следует с
выделения окончания и формообразующих суффиксов. Затем в основе слова
выделяются словообразовательные аффиксы: приставки и суффиксы, пока не
останется главная морфема – корень. Все морфемы в данном слове выделяются путем
сравнения его с другими словами, имеющими те же морфемы [36].
Образование новых глаголов в современном
русском языке производится морфологическим способом: при помощи приставок, при
помощи суффиксов, при помощи суффиксов и приставок одновременно. Глаголы
образуются как от других частей речи, так и от самих глаголов.
От глаголов новые глаголы образуются:
1)
префиксальным
способом, при котором новое слово образуется путем присоединения приставки к
производящему слову: писать – переписать, надписать, выписать; говорить – договорить;
петь – запеть;
2)
суффиксальным
способом, при котором новое слово образуется путем присоединения суффикса к
производящей основе: зелёный – зеленеть, белый – белить, умыть – умыться;
3)
суффиксально –
префиксальным способом, при котором новое слово образуется путем одновременного
присоединения приставки и суффикса к производящей основе, причем префикс и
суффикс рассматриваются как единый словообразовательный элемент: подкормка –
подкормить, бежать – разбежаться, плясать - приплясывать.
Указанные три способа образования слов называют
аффиксальными, потому, что в каждом из них образование слов происходит с
помощью тех или иных аффиксов [36].
От других частей речи образование глаголов идет
суффиксальным способом, иногда – суффиксально – префи
|