ГЛАВА 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Подходы к пониманию
и решению проблемы развития и готовности памяти, старшего дошкольника, к
обучению в школе
В настоящее время существует большое количество мнений ученых
на проблему развития и готовности памяти дошкольников к моменту школьного
обучения.
Память как один из ведущих психических процессов, имеет
особенно важное значение, для старших дошкольников и младших школьников, для
интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной
информации. Дети до момента поступления в школу сначала запоминают, а затем анализируют
материал. Следовательно, без хорошо развитого данного психического процесса
ребенок младшего школьного возраста будет испытывать трудности в обучении.
В одном из первых отечественных экспериментальных
исследований памяти детей, проведенных А.Н. Леонтьевым, произвольное
запоминание было раскрыто как целенаправленный опосредованный процесс,
включающий в себя употребление нескольких приемов, средств запоминания. В связи
с этим процессы памяти, при переходе из дошкольного в младший школьный возраст
меняют свое место в психической жизни ребенка. Прежде память выступала только
как функция, обслуживающая тот или другой процесс; теперь запоминание
становится особым целенаправленным процессом – внутренним действием, занимая
новое место в структуре деятельности ребенка [2]. Приемы запоминания и
припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают
ему взрослые. Так, когда взрослый дает ребенку поручение, то тут же предлагает
его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание
необходимыми вопросами. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать
связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В
конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания,
овладевают умением использовать в них вспомогательные средства. Но, не смотря
на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием,
господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста остается память
непроизвольная.
Для учебной деятельности ребенку необходима произвольная
память. Например, в первые, же дни школьной жизни он должен запомнить правила
поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам, при этом
необходимо запомнить то, что нужно сделать дома и т.д. Учебная деятельность
постепенно приведет ребенка к произвольному виду памяти. Но, без специального
обучения учащиеся редко овладевают правильными приемами запоминания и
воспроизведения, далеко не всегда научаются быть внимательными и в полной мере
соответствовать высоким требованиям новой для них учебной деятельности.
В трудах же таких авторов как Л.С. Выготский (1960), А.А. Смирнов (1948,
1966) указывается на то, что память дошкольника в основном носит непроизвольный
характер. Хотя запоминание у маленьких детей идет случайно и беспорядочно,
однако интересные, эмоционально насыщенные события дети запоминают легко и
надолго. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой сознательных
целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от
его воли и сознания. Ребенок запоминает то, что вызывает звуковой интерес
материала, или особое эмоциональное отношение к такому материалу (чувство
смешного, комичного), и что этот материал вплетается в игровую деятельность
ребенка [3]. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов
зависит от того, насколько активно ребенок
|