Глава 1. Теоретические основы
исследования состояния речевых процессов у дошкольников с ОНР 3 уровня
1.1.
Характеристика развития речи в норме у
детей дошкольного возраста
Для того чтобы четко
понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного
речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития,
каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в
этом процессе.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей,
по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н.
Гвоздев прослеживает последовательность
появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов
предложений и на этой основе выделяет ряд периодов [12].
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом
развитии всего два этапа: подготовительный (до двух лет) и этап
самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев устанавливает
четыре этапа в становлении речи детей [33]:
- первый - подготовительный
- до одного года;
- второй - преддошкольный
этап первоначального овладения языком - до трех лет;
- третий - дошкольный -
до семи лет;
- четвертый - школьный.
Знание закономерности
речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. «Не
следует направлять трехлетнего ребенка к логопеду для устранения недостатков
звукопроизношения, потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в
данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление,
называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено
еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата». И, наконец,
знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того,
чтобы правильно построить всю корреционно-воспитательную работу с детьми [18].
Однако, как показывает анализ
большей части психологических исследований, процесс становления у детей первой
функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых
семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа
[38].
На первом этапе ребенок
еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь
постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем.
Это довербальный период.
На втором этапе
осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок
начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые
активные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает
все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все
более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это
этап развития речевого общения.
На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние
многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении
речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.
Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной
функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент
возникновения и в дальнейшем ее развитии).
Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития
коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами
общения и общей жизнедеятельностью ребенка.
|