Глава 1. Современное состояние проблемы формирования навыка социального
общения умственно отсталых детей
1.1.
Теоретические основы изучения
социально общения умственно отсталых детей
Рассмотрение проблемы
формирования навыка социального общения умственно отсталых школьников следует
начать с общего анализа категории общения в социальной психологии.
Как отмечает Г.М.
Андреева, категория «общение» является одной из центральных в психологической
науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения».
Основой общения являются материальные, групповые, социально-ролевые отношения.
Межличностное общение — это проявление, способ существования общественных
отношений, их «персонификация» и «личностная форма». Общение может быть
включено в деятельность (труд, учение, игра) либо определяться самой потребностью
в общении как таковой; может быть непосредственным, т. е. осуществляться
«лицом к лицу», либо опосредованным различными системами коммуникации;
вербальным либо невербальным; социально либо личностно ориентированным и т.д.
Важнейшим универсальным средством общения является язык. В процессе общения
используются различные невербальные средства (жесты, мимика, пантомимика,
паралингвистика, физическая дистанция и т. д.) [3].
В историческом плане
можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный
(ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный
(ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на
взаимосвязь общения и взаимоотношений).
Несмотря на очевидное
сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход
опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и
взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты анализа проблемы общения.
Коротко рассмотрим каждый из них более подробно.
Информационные
подходы. Были
развиты в основном в 30—40-е гг. ХХ в. и с тех пор широко используются.
Объектом исследований является передача сообщений, главным образом
фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями,
индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и
принимать информацию при помощи определенной системы сигналов или символов.
В.А. Соснин и Е.А.
Красникова пишут, что теоретические основания подхода базируются на трех
основных положениях [53]:
- содержание информации
может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в
слова, жесты, образы, предметы и другие символы);
- человек (его тело,
глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный «экран», на котором
«проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в
форме высказываний, эмоций, установок);
- принятие
аристотелевской и ньютоновской картины мира: существует нейтральное
пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты
ограниченного объема.
В рамках информационного
подхода существуют два основных направления исследований [43]. Первое
направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в
различные изображения, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующей
декодировкой. Наиболее известная модель была разработана К. Шенноном и В.
Вивером (1949). Данная модель состоит из пяти элементов: источник информации,
передатчик информации (шифратор), канал для
передачи сигналов, приемник.
Второе направление исследований возникло в 60-х гг. Основным предметом
этого направления явился анализ социальных условий для
|