Глава 1. Теоретические основы
исследования коррекционно-педагогической работы по обучению письму дошкольников
с нарушением слуха
1.1. Особенности развития детей
дошкольного возраста с нарушением слуха
Дети с нарушением слуха
имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных
первичным недостатком - нарушением слуха. Эти особенности не позволяют
слабослышащим эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать
жизненно-необходимые умения и навыки.
При нарушении слуха не
только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и
страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Известный французский
философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: «Глухота - более тяжкий
физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества -
способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по
преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности» [34].
«Слышать» - значит
понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. «Слышать» - значит свободно
чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с
незнакомыми людьми. «Слышать» - это значит иметь облик слышащего человека,
располагать окружающих к общению [5].
В результате поражений
периферического слухового аппарата снижается острота слуха в той или иной
степени — от легкой до полной потери. В зависимости от степени потери слуха
принято различать две категории недостаточности: глухоту и тугоухость
(слабослышание).
Основным критерием для
отнесения человека к той или иной категории слуховой недостаточности должна
быть возможность восприятия речи. Возможность различения на слух тех или иных
элементов речи определяется, с одной стороны, объемом и остротой слухового
восприятия, с другой — степенью развития словесной речи.
Советские отоларингологи
Л. С. Темкин и Б. С. Преображенский считают, что к тугоухости можно относить
только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются
затруднения в обычном (громкой речью) речевом общении с окружающими. Степень
этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие
речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено [60].
Наличие восприятия только
отдельных тонов при невозможности восприятия речи должно рассматриваться как
глухота.
Существует несколько
классификаций степеней тугоухости (Б.С. Преображенский, Л.В. Нейман и др.).
Одной из распространенных классификаций является классификация Б. С.
Преображенского (Таблица 1). В основе ее лежит восприятие как устной, так и
шепотной речи, так как и в громкой речи есть элементы шепотной речи (глухие
согласные, безударные части слова) [59,60,61].
Причинами возникновения
тугоухости, по многочисленным исследованиям (например, Л. В. Нейман, 1961),
являются чаще всего отит, менингит и некоторые другие заболевания, за их
малочисленностью объединенные автором в одну группу. С этими данными совпадают
и наблюдения М. Зеемана [14].
|