I. Особенности сложения и вычитания в
пределах 10 в массовой школе и специальной (коррекционной) школе VIII вида
1.1. Методика сложения и вычитания в пределах 10 в массовой школе
Начальный курс математики
- курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и
геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют
представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с
целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на
этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Формирование понятий о
натуральном числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и
проводится па основе практических действий с различными группами предметов.
Такой подход дает возможность использовать ранее накопленный детьми опыт, их
первоначальные знания о числе и счете. Это позволяет с самого начала вести
обучение в тесной связи с жизнью. Приобретаемые знания дети могут использовать
при решении разнообразных задач, возникающих в их игровой и учебной
деятельности, а также в быту.
Вместе с тем с самого
начала обучения у детей формируются некоторые важные обобщения. Так, на примере
чисел первого десятка выясняется, как образуется каждое следующее число в
натуральном ряду, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми
предшествующими или последующими числами, учащиеся знакомятся с различными
способами сравнения чисел (сначала на основе сравнения соответствующих групп
предметов, а затем по месту, которое занимают сравниваемые числа в ряду).
При изучении сложения и
вычитания в пределах 10 дети знакомятся с названиями действий, их компонентов и
результатов, терминами равенство, неравенство. При этом имеется в виду, что
математические термины должны усваиваться детьми естественно, как усваиваются
ими любые новые для них слова, если они часто употребляются окружающими и
находят применение в практике.
Помимо терминологии, дети
усваивают и некоторые элементы математической символики: знаки действий (плюс,
минус), знаки отношений (больше, меньше, равно), они учатся читать и записывать
простейшие математические выражения вида 5+4, 7-2, а также более сложные
выражения вида 6+ (6 -2).
Вместо привычного
«Решение примеров» в речи учителя и учащихся звучит: «Найдем значение выражения»,
«Сравним выражения» и т. п. [10].
В программе предусмотрено
ознакомление с некоторыми свойствами арифметических действий и основанными на
них приемами вычислений. Гак, в теме «Числа от 1 до 10» дети знакомятся с
переместительным свойством сложения, учатся пользоваться приемом перестановки
слагаемых в тех случаях, когда применение облегчает вычисления (например, в
случаях вида 2 + 6, 3+6 и т. п.). На основе практических действий с предметами
учащиеся знакомятся с тем, что прибавить или вычесть число можно по частям (например,
7+3=7+2+1, 5-3=5-2-1). Таким образом,
учащиеся практически знакомятся с сочетательным свойством сложения, которое во втором
классе будет специально рассмотрено и сформулировано. Ознакомление со связью
между сложением и вычитанием дает возможность находить разность, опираясь на
знание состава чисел и соответствующих случаев сложения.
Для формирования навыков
быстрого вычисления важно обеспечить своевременный переход от развернутого
объяснения решения ко все более лаконичным устным пояснениям, а затем к
выполнению действий без пояснений.
В курсе математики
начальной школы находит
отражение теоретико-множественный подход
к истолкованию сложения
и вычитания целых неотрицательных чисел,
в соответствии с
которым сложение связано
с операцией объединения, вычитание
– с операцией
дополнения. Этот подход легко интерпретируется на уровне
предметных действий, позволяя
тем самым учитывать
психологические особенности младших школьников [1].
В качестве основного
средства формирования представлений
о смысле действий сложения и вычитания выступают простые текстовые
задачи.
В основе второго подхода лежит выполнение учащимися
предметных действий и их интерпретация в виде графических и символических
моделей.
|