Поскольку мышление является высшей формой отражения
действительности, от уровня его развития существенно зависит приспособление к
жизни, социальная адаптация человека. Этим объясняется интерес тифлопсихологов
к мыслительной деятельности слабовидящих.
Многочисленные взгляды на мышление людей с
нарушениями зрения, обстоятельно изложенные в монографии К. Бюрклена "Психология
слепых", отражают две диаметрально противоположные точки зрения на
развитие этой стороны психической деятельности при сужении сферы чувственного
показания.
Согласно возникшей в западноевропейской
тифлопсихологии и берущей свое начало от Вюрцбургской школы концепции, потеря
зрения способствует более раннему, быстрому, преимущественному развитию
логического мышления. Исходя из идеалистических философских построений,
тифлопсихологи этого направления разрывали единство чувственного и логического,
противопоставляли образное и понятийное. Не видя диалектики перехода от
ощущения к мысли, они утверждали, что чувственные данные не только не
способствуют, но, напротив, препятствуют развитию мышления.
К таким выводам вели интроспективные методы исследования и неверное понимание
взаимоотношений чувственного и логического, согласно которому чувственное
отвлекает сознание, препятствует его сосредоточению на решении мыслительных
задач. Отсюда следовало, что чем меньше ощущений вторгается в "фиксационную
точку сознания" (А.А. Крогиус), тем интенсивнее работает мысль, тем глубже
сосредоточение слепых на своем внутреннем мире. А это будто бы открывает
широкие возможности для научного и художественного творчества, особенно в
области математики, музыки, литературы.
Мысль о возможности развития абстрактного мышления и
глубокого его проникновения в суть вещей и явлений в условиях резкого
ограничения чувственного опыта широко распространилась в тифлопсихологии. Однако
подобные утверждения не были подтверждены ни практикой, ни серьезными экспериментами.
Немногочисленные случаи, когда слепые достигали высокого уровня
интеллектуального развития, говорят лишь о том, что это вообще возможно. Не выдерживающими
критики являются и попытки обосновать независимость мышления от чувственного
познания, а также отрицательное влияние последнего на мыслительную деятельность
свидетельствами Фразаила, Лаэрция, Сенеки и других авторов об ослеплявших себя
философах античного мира, которые пытались таким образом оградить себя от
отвлекающих внешних воздействий и углубиться в свой внутренний мир.
Зависимость самого процесса и уровня развития
мышления от количества и качества чувственных данных отчетливо проявляется при
сравнении интеллектуального развития лиц с дефектами сенсорной сферы различной
тяжести. Если сравнить умственное развитие слепого, глухого, слепоглухого с
нарушением тактильной чувствительности, то сразу станет ясно, что по мере
сужения сферы чувственного познания замедляется темп развития мышления,
страдают умственные качества личности.
Однако, несмотря на явную несостоятельность, концепция
преимущественного развития мышления у лиц с нарушениями зрения имела широкое
распространение и оказала влияние на некоторых отечественных тифлопсихологов
(Б.И. и Н.Б. Коваленко, Н.С. Костючек), утверждавших, что у слабовидящих детей "еще
до школы и особенно в школе лучше, чем у зрячих сверстников, развивается речь и
мышление".
Даже Л.И. Солнцева в одной из работ, отмечая замедленность развития психических
функций у слепых дошкольников, пишет, что "формирование
интелектуализированных способностей конструирования у незрячих происходит
быстрее".
Очевидно, что подобные взгляды не только не
способствуют научному подходу к изучению психики лиц с нарушениями зрения, но и
оказывают независимо от желания автора пагубное влияние на практику обучения,
содействуя распространению вербальных методов обучения и дезориентируя
педагогов в отношении умственного развития слабовид
Кюльпе О. Психология мышления //
Общая психология: В 3 т. / Отв. ред. В.В. Петухов. Т. 1. – М.: Генезис, 2001.
С. 177-179.
Литвак А.Г. Очерки психологии
слепых и слабовидящих. – Л.: Лениздат, 1972. С. 44-45.
Коваленко Б.И., Коваленко Б.П.
Тифлопедагогика. – М.: Педагогика, 1962. С. 211.
Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных
процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980. С. 66.
|