Глава 1. Анализ современного состояния проблем мотивации и
интересов к занятиям физической культурой и спортом в современном
обществе
1.1.Проблема мотивов и интересов зарубежной и отечественной психологии
Мотивация - побуждения, вызывающие активность
организма и определяющие её направленность. Термин "мотивация",
взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих
причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. [18].
Мотив (от лат. movere - приводить в
движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением
потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы;
3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет
(материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая
причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [18].
Мотивировка - рациональное объяснение субъектом причин
действия посредством указания на социально приемлемые для него и его
референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия.
Мотивировка отличается от действительных мотивов поведения человека и выступает
как одна из форм осознания этих мотивов. С помощью мотивировки личность иногда
оправдывает свои действия и поступки, приводя их в соответствие с нормативно
задаваемыми обществом способами поведения в данных ситуациях и своими
личностными нормами. [18].
По мнению Вгопонас В.К. человека побуждают к различным
поступкам, формирующим стиль его поведения в целом такие психические
образования как: желание, влечение, нужда, потребность, мотивация, мотив,
интересы, ценностные ориентиры и т.п. Производной от нее является мотивация,
возникающая на базе уже имеющегося опыта и носящая явно когнитивный характер.
Связующим звеном между поведением и действующей мотивацией служит мотив.
Формирование мотиваций и производных от них мотивов наиболее интенсивно
происходит в первые пятнадцать лет жизни человека, но продолжается, хотя и с
меньшей скоростью и продуктивностью, в течение всей жизни [11]. В целом
поведение, деятельность человека и даже его отдельные поступки
полимотивированны, то есть всегда есть комплекс мотиваций и мотивов,
дополняющих друг друга. Таким образом, в основе любого действия заложена
определенная и комплексная мотивационно-потребностная система, степень
сложности которой обусловлена наличием противоречащих друг другу мотиваций и
мотивов.
При классификации мотиваций выделяют три критериальные группы:
биологические, маргинальные и высшие (социальные). Группа биологических
мотиваций сформирована потребностью в пище, в стабильных и нормированных
условиях жизни, потребностью в сне. Группа маргинальных потребностей включает
мотивации общения, познания, защитного поведения, потребность в активности. В
группу же высших (социальных) мотиваций входят мотивации потребительского
поведения, самоутверждения, саморазвития и самореализации, достижения цели и
стремления к успеху, мотивация свободы. Группа социальных мотиваций самая
сложная и самая спорная, но общим свойством социальных мотиваций является то,
что все они связаны с осознанной и целенаправленной деятельностью человека,
побуждающей к достижению поставленных им самим или заданных извне определенных
целей. Механизмы социальных мотиваций не имеют врожденного характера, а
формируются определенным образом под воздействием конкретных социальных
условий, в которых взрослеет и действует человек. Таким образом, ведущие
условия формирования социальных мотиваций - это социальные процессы и воздействия
[15].
Исследования учёных (Ильин Е.П., Асмолов А.Г., Андреева А.Н.)
доказывают, что уже в утробе матери, ребенка можно и нужно развивать. Он слышит
музыку, речь, адекватно реагирует на физическую нагрузку. Плод в утробе матери
время от времени испытывает недостаток кислорода и питательных веществ. Голод
заставляет его двигаться. В ответ на движение усиливается приток артериальной
крови к материнской плаценте. Крохотный человечек собственным движением
добывает себе «хлеб насущный», формирует своё тельце, стимулирует рост органов
и тканей. Положительные эмоции у младенцев возникают и развиваются лишь под
влиянием удовлетворения потребности во внешних впечатлениях, иначе говоря в
новой информации. Она теснейшим образом связана с потребностью в общении. (Л.И.
Божович, Я. Коломинский). Ребёнок с интересом рассматривает новые игрушки,
тянется к ним. Его привлекает новая обстановка, декорации. Он улыбается, увидев
мать. Он бурно реагирует на возможность двигаться. Потребность в движении
ребёнок активно проявляет уже сразу после своего
|