ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
1.1. Современные подходы к управлению патриотическим воспитанием
школьников
Условия, в которых
сегодня находится российское общество в целом пока неблагоприятны для
формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания.
Ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов,
которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его
эффект [12, 17,23,37,41]:
- в настоящее время
Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей
поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;
- основательно
дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
- поиски национальной
идеи которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать
общество, не принесли желаемых результатов.
- упадок общественной
морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания
государства к воспитанию подрастающего поколения. Однако в 90-е г.г.
приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности
образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения
(гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,
свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой
модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в
традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено на
духовно – нравственное развитие человека в процессе образования.
- единую Всероссийскую
пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые
должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой –
либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной
поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и
молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными
группировками левого и правого толка.
- однако и формирование
государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее
неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень
социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и
моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных
ценностей;
- нравственное воспитание
личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и
возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково
сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково
и завтрашнее общество.
Все отмеченные факторы не
благоприятствуют развитию гражданско – патриотического самосознания. Остановить
эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение
в позитивную сторону морально – психологического климата в стране.. Уже одно
это делает принципы гражданско – патриотического воспитания актуальными, а их
последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
Вся история Российского
государства связана с успешным решением задач патриотического воспитания
молодежи и формированием у защитников Отечества высокого морального духа,
отваги, мужества, ответственности, стойкости в бою. Военно-патриотическое
воспитание – составная часть патриотического воспитания граждан в соответствии
с Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе». В 59 статье
Конституции Российской Федерации сказано: «Защита Отечества является долгом и
обязанностью гражданина Российской Федерации» [14].
М.Б.Алборова отмечает,
что военно-патриотическое воспитание призвано формировать патриотические и
морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной
охраны безопасности Отечества. Она отмечает,
что цель военно-патриотического воспитания -
выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности
встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать
решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы
народов Российской Федерации [1].
Однако, по мнению Кобылянского В.А.
выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения
|