2649. Возрастные и индивидуально-психологические особенности личности и их учёт в воспитательной работе
Курсовая |
04.01.2011, 00:17
Содержание
Введение 3 Глава 1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование. 4 Глава 2. Личность ученика как объект и субъект воспитания 9 Глава 3. Возрастные и индивидуальные особенности развития и воспитания личности 14 3.1. Особенности развития и воспитания младших школьников. 14 3.2. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. 20 3.3. Особенности развития и воспитания старших школьников. 25 Глава 4. Психологические особенности развития и воспитания личности 30 Практическое исследование 34 Заключение 38 Список литературы 40 Приложение 41
Список литературы
1. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учеб. пособие. — Мн.: Выш. шк., 2004. 2. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976. 3. Мир детства: Младший школьник. М., 1981. 4. Мир детства: Подросток. М., 1982. 5. Мир детства: Юность. М., 1988. 6. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1987. 7. Степаненков Н.К. Педагогика: Учеб. пособие. — Мн.: изд. Скакун В.М., 1998. 8. Формирование личности старшеклассников /Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1989. 9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. — Мн.: Універсітэцкае, 1998.
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимо-сти от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каж-дого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о кото-рых шла речь раньше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивиду-альных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физиче-ского состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям — дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности, и интересы, а также предрасположенность к бо-лее успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существен-ным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении обще-ственных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в обществе собы-тиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие. Значительное место занимает знание учителями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостъю учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств. В заключение подчеркнем, что только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.