2692. Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе
Диплом |
06.10.2011, 18:57
Год 2010 Стоимость 3000
Содержание
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе 1.1. Понятие и теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии 6 1.2. Характеристика понятия «учебная мотивация» 17 1.3. Социально-психологическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте 26 1.4. Особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста 37 Глава 2. Эмпирическое исследование влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе 2.1. Организация и методы исследования 49 2.2. Анализ результатов исследования 58 Заключение 74 Литература 77 Приложения 81
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе 1.1. Понятие и теории мотивации в зарубежной и отечественной психологии Мотивация является одним из важнейших компонентов деятельности человека. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского мотивация определяется как «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность» [41, С. 219-220]. А сам термин «мотив» имеет три значения: - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; - побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный) ради которого она осуществляется; - осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [41, с. 219]. Мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентом, а также закономерные и устойчивые связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают также побуждения, влечения, склонности, интересы, идеалы, намерения, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др. Говоря о мотивационной сфере человека, в качестве основного фактора, побуждающего человека к деятельности, выделяются потребности. Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету (материальные, духовные, социальные) и по происхождению (естественные и культурные). К материальным относят физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде). Духовными потребностями являются эстетические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, общественном признании. Естественные потребности показывают зависимость человека от условий, которые необходимы для поддержания и сохранения его жизни. Культурные потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой культуры. Многие авторы создали реестры потребностей, состоящие из множества наименований. Например, У. МакДауголл (1923), понимавший потребности как инстинктоподобные, готовые способы реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные» склонности - кашель, чихание, дыхание и т. д. Классификация Ф. Лерша (1938) насчитывает 18 потребностей (автор называет их «стимулирующими переживаниями») [34]. Выделим те основания классификаций, которыми пользовались представители самых разных течений в психологии, описывая мотивационное поле личности. По критерию, притягательным или отталкивающим является предмет потребности, говорят о позитивных и негативных мотивах. Первые будут побуждать организм к достижению некоторого объекта, а вторые - к избеганию. Примером мотива позитивного типа может служить мотив достижения, а примером мотива второго типа - мотив избегания неудач. Соответственно поведение, которое побуждается позитивными мотивами, объективно будет проявляться в приближении к объекту, поведение, разворачивающееся под действием негативных мотивов, - удалением от него. По критерию времени актуализации потребности выделяют постоянные (например, потребность в кислороде), устойчивые (например, потребность в общении), циклические (например, потребность в пище, потребность в размножении у животных) и ситуативные. Проблема мотивации широко разрабатывалась в разных психологических школах: среди бихевиористов и когнитивистов, среди представителей психоаналитической теории и в гуманистических теориях. Остановимся на наиболее известных классификациях потребностей. Основой активности индивида, с точки зрения бихевиоризма, является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Люди что-либо делают потому, что у них существует неудовлетворенность некоторой физиологической потребности или напряжение, вызванное возникшей нуждой. По мнению большинства классических бихевиористов, одним их которых был С. Халл, основным механизмом мотивации является стремление организма снять, снизить напряжение, вызванное возникшей нуждой, и привести значение физиологических показателей в норму. После того как потребность удовлетворена, активность, сопутствующая акту снятия напряжения, прекращается. Так, например, человек за машиной поворачивает руль только тогда, когда машина отклоняется от желаемого курса. С. Халл выделял первичные и вторичные побуждения. Вторичные побуждения возникают на основе первичных по принципу условно-рефлекторной связи, но впоследствии могут приобретать определенную автономность. Например, стремление к академическим успехам (вторичное побуждение) формируется у ребенка как фиксация сложившейся связи между получением хорошей оценки и поощрением родителей¬ (первичное побуждение) [53]. Г. Мюррей, представитель психоаналитической школы, разделяет потребности на висцерогенные и психогенные. Первые - это потребности, связанные с органической стороной жизни субъекта (например, потребность в кислороде, воде и т. д.). Вторые - это потребности, не обнаруживающие очевидной связи с системами организма (например, потребность в уважении, понимании и т. д.). Г. Мюррей выделяет более двадцати потребностей, среди которых: потребность избегания наказания; потребность преодоления поражения; социофилия - забвение собственных интересов во имя группы потребность порядка - стремление к аккуратности, точности, красоте и т.д. [43]. По степени активности субъекта, вовлеч