Глава 1. Теоретические
аспекты изучения проблемы совершенствования двигательных действий детей
старшего дошкольного возраста в играх-эстафетах
1. Игры-эстафеты,
их место в работе с детьми-дошкольниками
Игра - это одно из основных, исторически сложившихся
средств образования и воспитания подрастающего поколения, особенно в дошкольном
возрасте.
Спортивные игры, к
которым относятся и игры-эстафеты, являются важным средством для развития ловкости,
быстроты и скоростно-силовых качеств. В совершенствовании координации движений,
в развитии смекалки и изобретательности.
Понятие «эстафета»
произошло от французского estafette и обозначало конную эстафету – скорую почту
или посылку нарочных верховых гонцов [14, с. 460; 30, с.913].
Например, в словаре В.
Даля «эстафет» - это «нарочная (верховая или пароконная) почта» [14, с. 460].
Понятие «эстафета» имеет
в настоящее время следующую трактовку. Эстафета – это соревнования спортивных
команд, бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один
спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет [30, с.913].
Мы понимаем под этим
понятием – совокупность командных спортивных дисциплин, в которых участники
разбиваются на команды и один за другим проходят этапы, передавая друг другу
очередь перемещаться по дистанции. Порядок передачи очереди в различных видах
спорта осуществляются или с помощью передачи эстафетно палочки (например, в
легкой атлетике) или физического касания рукой атлета следующего этапа
(например, в биатлоне). Задача эстафетной команды первой добраться до финиша.
Сегодня эстафеты в спорте
являются частью соревнований по легкой атлетике, плавании, лыжных гонках,
биатлоне, конькобежном спорте, спортивном ориентировании.
Эстафеты считаются одним
из популярных и зрелищных спортивных видов, который уже достаточно давно входят
в программу Олимпийских игр. Так эстафеты в плавании впервые вошли в программу
Олимпийских игр с 1900 г.,
в легкой атлетике – с 1908 г.,
в лыжных гонках – с 1936 г.,
а в биатлоне с 1968 г.
(у мужчин) и с 1992 г.
(у женщин) [21].
В научной литературе посвященной
физическому воспитанию детей-дошкольников часто встречаются термины
«игра-эстафета» и «игра с элементами соревнований». Сходство этих двух видов
игр, очевидно, тем, что результатам и эстафет и соревнований является элемент
состязания детей друг с другом, в результате которого, одни дети выигрывают, а другие
проигрывают.
Отличие же этих игр
заключается в том, что в одном случае, дети соревнуются по принципу «каждый сам
за себя», а во время проведения эстафеты – общий успех дошкольников зависит от
действий всех членов команды.
О значении подвижных игр,
в том числе и игр-эстафет, для развития детей дошкольного и школьного возраста
говорили многие известные педагогики и ученые.
Следует отметить, что
многие авторы рассматривали игры-эстафеты, как один из видов общей группы
подвижных игр или игр, которые выполняются на открытом воздухе.
Так, например, Я.А. Коменский в своем письме
Городской управе Амстердама (1657 г.) называл семь основных
условий создания подвижной игры: движение, физическая раскованность и свобода, общественный
характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек», состязательность, которая приводит к
«колебанию духа между надеждой и страхом», наличие правил, так как без них
«игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил
игра противоречит сама себе», легкость, которую приобретает каждый ее участник,
ограниченность во времени, «у каждой
игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает» [40].
П.Ф. Лесгафт считал, отмечал, что игра
является упражнением, которое помогает готовить ребенка к жизни. Игра-эстафета
– это такая сознательная деятельность, которая направлена на достижение условно
поставленной цели. Значение воздействия игры с включением физических упражнений
проявляется в ее влиянии на общее развитие ребенка, на его физическое,
психологическое, эмоционально-волевой состояние, на его интересы и увлечения,
которые переживает ребенок во время игры [21].
И.А. Сикорский говорил о важности
поддержания бодрости и «возвышающих» умственную работоспособность сил. К полезным
физическим игровым упражнениям он относил [32]:
1)
«свободные движения в форме игр (мышечная работа);
2) возбуждение сердца и дыхания
(удовольствием, движением);
3) влияние холода на кожу (игры и прогулки
на открытом воздухе);
4) чистый воздух для удаления из организма
работных ядов (игры на воздухе)».
В.Г. Марц говорил об
играх-эстафетах, как об эффективных средствах
физического и нравственного воспитания детей. Им была разработана методика руководства
подвижными играми, от которой, во многом зависит успех проведения с детьми игры
[см. 31].
3.В. Мануйленко, подвергнув специальному
экспериментальному исследованию значение игры для развития волевых процессов,
убедительно доказала, что
сознательный контроль движений в
играх-эстафетах значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию
[см. 31].
А.В. Запорожцем и Я.3. Неверович велись
исследования развития движений, показывающие, что игра имеет ближайшее
отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.
По мнению отечественных психологов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н.
Леонтьева, Д.Б. Эльконина, игра – является ведущей деятельностью ребенка в
дошкольном возрасте, с помощью которой происходят существенные изменения в
психике ребенка. Подвижная игра, в том числе и игр-эстафета, является одной из
первых доступных для старших дошкольников видов деятельности, которая
предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец
1986). Такие исследователи как В.Г.
Барабаш, О.И.
|