Глава 1. Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности детей
старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме подготовки
детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Проблема подготовки детей к обучению в школе относится к числу
фундаментальных проблем психологии и педагогики.
Ян Амос Коменский (XVII в.) был одним из первых педагогов, занимавшихся
подробной разработкой вопросов дошкольного воспитания. Он считал, что седьмой
год жизни - это возраст, когда следует начинать систематическое школьное
обучение, чтобы ребенок «не испортился от безделья», пять-шесть лет воспитания
и образования в материнской школе достаточный и оптимальный срок для того,
чтобы заложить основы физического, нравственного и умственного развития [3].
В работах К.Д.Ушинского, Дж.Селли, Э.Меймана, А.Бине и др. высказывается
идея целостности психического развития ребенка и тесной взаимосвязи психических
функций разных уровней, отмечается, что выделение отдельных психических функций
в исследовательских целях имеет искусственный характер и не отражает «жизненной
целостности» души ребенка. Учебные возможности школьников и их развитие в
процессе школьного обучения исследуются в единстве физиологических,
психологических и нравственных аспектов [10].
В конце XX столетия вышло много психологической, педагогической,
методической литературы, в которой представлены и обобщены материалы
фундаментальных исследований ученых, в том числе по анализу практического
педагогического опыта школьных учителей, обучающих детей с шестилетнего
возраста. Амонашвили Ш.А., Бабаева Т.И., Венгер А.Л., Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Кулагина И.Ю., Обухова Л.Ф., Овчарова Р.В., Эльконина Д.Б.
По мнению Н.И. Гуткиной,
психологическая готовность к школьному обучению есть необходимый и достаточный
уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в
условиях обучения в коллективе сверстников [21]. Уровень актуального развития
должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего
развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в
сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от
наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Л.С.Выготский указывал на
то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону
ближайшего развития» ребенка [5, c.67].
Н.И. Гуткина считает, что понятие «психологическая готовность к обучению»
имеет смысл только в условиях массового обучения в школе, поскольку именно в
этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень
актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития». При
исследовании индивидуального обучения ребенка понятия «психологическая
готовность к обучению» не требуется, поскольку оно ориентируется на конкретную
«зону ближайшего развития» и конкретный уровень актуального развития ребенка.
Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович
рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При
этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее
существенно влияющих на успешность обучения в школе:
-
определенный уровень мотивационного развития
ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
-
достаточное развитие произвольного поведения;
|