Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт человека идёт работать продавцом мороженого, особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается.
Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. От человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.
Пытаясь осмыслить новый и альтернативный педагогический опыт, сопрягая его с современными формами жизни культуры, мы выходим к проблеме отсутствия единой педагогической практики (традиционное образование, развивающее, новое гуманитарное, религиозотерическое и т.д.) Сегодня в России можно выделить три основных тенденции в сфере образования: кризис классической модели, создание экспериментальных школ, альтернативных форм обучения, интеграция в мировую культуру: демократизация школы, установление связи с основными созревающими субъектами культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования. Третья тенденция - восстановление и развитие традиций русской школы. В России разработаны следующие философско-педагогические идеи: концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Л. Гальперин), идеи развивающего обучения (В. Давыдов, А. Занков), проблемное обучение (И. Лернер), школа "диалога культур" (В. Библер), методологизация содержания процесса обучения (Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев).
В современной ситуации когда закладываются основы экономического поведения, когда основной тезис жизни "на все есть цена", встает проблема формирования новой экономической культуры ребенка, которая призвана помочь ребенку войти в мир реалий.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
2.Закон Российской Федерации "Об образовании" от 1992 г.
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1992 г. № 312 "О неотложных мерах по экономической защите системы образования"
4.Письмо Минобразования РФ от 18.07.1997 № 974/14 – 12 «Об обязательном минимуме содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы»
5. Арапов М.В., Загвоздкин В.К. Вольдорфские школы в России, 2000.
6.Иллих И.Н. Общество, отказавшееся от образования, 1971.Phillip С. Slechty. “Schools for the 21st Century”. San Francisco, 1990.
7. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. «Наука»- М., 1997.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Москва, «Academa», 2000.
9. Луначарский А.В. Что такое образование? – В кн.: Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958.
10. Онищук В.А. Урок в современной школе – «Просвещение», Москва, 1991.
11. Паначин Ф.Г. Школа и общественный прогресс. М., 1983.
12.Педагогика/Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина.- М.: «Просвещение», 1989.
13. Журналы «Дошкольное воспитание»: 1997 - №№ 5, 12; 1998 - № 2; 2000 - № 7.
14. Журналы «Вестник образования»: 1998 - № 9; 2000 - № 14.
|