Глава 1. Теоретический аспект
изучения вопроса формирования исторических знаний у учащихся старших классов
специального образовательного учреждения
8 вида
1.1 Проблема формирования
исторических знаний у учащихся старших классов с нарушением интеллекта в
психолого-педагогической литературе
История является
интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной
(коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность
усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и
хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и
явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной
недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое
содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся
личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития
дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических
форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного
восприятия и внимания.
Историческая наука в
России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на
рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и
мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для
детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался
учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с
позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир
истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип
доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта
умственно отсталых учащихся.
По мнению многих
специалистов (Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева
[4], А.Н. Косымова [9], Ю.Ф. Кузнецов [11], О.И. Кукушкина [12], Г.А. Кулагина
[13], Н.Г. Морозова [18], В.Г.Петрова, И. В. Белякова [22], Л.В. Петрова [23,
24, 25, 26] и др.) структурным принципом
построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает
возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией,
естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя
переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных
областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных
трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что
описательность и образность сведений исторического содержания не должны
подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо
учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с
развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на
Земле.
Программа по истории
включает (В.Г.Петрова, И. В. Белякова [22],
Л.В. Петрова [23, 24, 25, 26] и др.):
6 класс — «Мир истории»
(пропедевтика), 2 ч в неделю;
7 класс — «История
Отечества» (Древняя Русь, Российское государство с X по XVII в.), 2 ч в неделю;
8 класс — «История
Отечества» (Российская империя XVII — начала XX в.), 2 ч в неделю;
9 класс — «История
Отечества» («Новейшая история России с начала XX в. до начала XXI в.»), 2 ч в
неделю.
После завершения изучения
базового курса «История Отечества» в учебном плане для 10 (11)—11 (12) классов
обозначен предмет «История и этнокультура родного края», разрабатывающийся в
регионе. Такой предмет позволит обобщить и логически завершить систему
общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой
родины, культуру населяющих ее народов и национальностей, их связи с общей
историей и судьбой России [26].
Данная программа прошла
экспериментальную проверку в ряде регионов Российской Федерации, на ее основе
созданы и действуют региональные программы «История и культура Новгородского
края», «История и культура Псковского края», «История и культура Магаданского
края» и др.
Впервые разработана
программа для 6 класса, основная цель которой — обобщить имеющиеся у умственно
отсталых учащихся разрозненные сведения для формирования новых понятий,
необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины в 7-9
классах [24-25].
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» положено
|