Педагогические технологии
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня
приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики.
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является
развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и
коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях
информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со
структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная
школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и
ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий
знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных
технологий.
Основным предназначением
образовательной области «Информатика» на II ступени обучения
базового уровня являются
получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и
обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике,
классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи,
сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть
окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы
научного мировоззрения.
На современном этапе существует достаточное количество
разнообразных подходов к ведению образовательного процесса на уроках
информатики. Например в работах Н.В. Кузьминой и М.М. Пышкало определена
структура педагогической системы, включающая цели, содержание, методы и
средства обучения, оргформы. Методическая система (по Н.В. Кузьминой) состоит
из тех же компонентов, что и педагогическая система; отличие состоит в том, что
каждый из них приобрел методическую функцию.
Н.В. Кузьмина выстроила серию взаимосвязанных систем
Рис. 1.1. Взаимосвязь систем
Методическая система обучения включает следующие компоненты:
цели, содержание, средства, методы обучения и организационные формы учебного
процесса.
Рис. 1.2. Основные
компоненты учебного процесса
Цели обучения задаются государственным образовательным
стандартом и социальным заказом общества. Цель — системообразующий компонент,
определяющий функции всех остальных компонентов методической системы.
Цели должны удовлетворять следующим условиям [51]:
- язык целеполагания должен быть точным и понятным как
учителю, так ученику и родителям;
- при формулировке целей должны использоваться
элементы языка целеполагания, представленные служебными словами: «уметь»,
«знать», «применять», «иметь представление о», «уметь давать характеристику», а
также осваиваемые понятия, операции, утверждения и связи межд
|