Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

Диплом [179] Курсовая [39]
Реферат [18] Разное [3]
Отчет по практике [2]




Сб, 18.05.2024, 22:10
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
КАТАЛОГ ДИПЛОМНЫХ, КУРСОВЫХ РАБОТ


Главная » Каталог дипломов » Педагогика » Диплом [ Добавить материал ]

1983. Развитие фонематического восприятия и слоговой структуры слова у младших школьников с нарушением интеллекта
Диплом | 05.05.2011, 10:55
Год 2008
Стоимость 2500

Содержание
Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического развития и слоговой структуры слова у школьников с нарушением интеллекта ...6
1.1.    Понятие фонематического восприятия и слоговой структуры слова ...6
1.2.    Развитие фонематического восприятия и слоговой структуры слова в онтогенезе и дизонтогенезе …………………………………………… 11
1.3.    Психолого-педагогическая характеристика школьников с нарушени-ем интеллекта …………………………………………………………….    18
1.4.    Аналитический обзор коррекционно-педагогической работы по развития фонематического восприятия и слоговой структуры слова в методической литературе ……………………………………………………25
Выводы по главе I ……………………………………………………………  32
Глава II. Исследование особенностей фонематического восприятия и слоговой структуры слова у младших школьников с нарушением интеллекта … 33
2.1. Организация педагогического эксперимента ……………………………33
2.2. Анализ  результатов констатирующего этапа эксперимента …………..37   
Выводы по главе II ……………………………………………………………  48
Глава III. Коррекционно-педагогическая работа по развитию фонематиче-ского восприятия и слоговой структуры слова у младших школьников с нарушением интеллекта ………………………………………………………     49
3.1. Организация формирующего этапа педагогического эксперимента …  49
3.2. Количественный и качественный анализ результатов контрольного этапа эксперимента …………………………………………………………………   56
Выводы по главе III ……………………………………………………………71
Заключение ……………………………………………………………………..72
Список литературы …………………………………………………………….74
Приложение …………………………………………………………………….80

                                                     

Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия и слоговой структуры слова у младших школьников

с нарушением интеллекта

          

               1.1. Понятие фонематического восприятия и слоговой

                                          структуры слова

 

С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е Левина, Р.М.Боскис, Н.X.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоений звуковой стороны речи [5].

По определению В.Н.Копорулиной (2003), восприятие — целостное отра­жение предметов, явлений, ситуа­ций и событий в их чувственно до­ступных временных и простран­ственных связях и отношениях, которое  возникает при непос­редственном воздействии физиче­ских раздражителей на рецепторные поверхности  органов чувств. Вместе с процесса­ми ощущения восприятие обеспечивает непос­редственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

А.Р.Лурия (2003) рассматривает восприятие как активный процесс поиска требуемой информации, выделения существенных признаков, сличения их между собой, создания адекватных гипотез и последующего сличения этих гипотез с исходными данными.

Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка называется фонематическим слухом [37].  

В литературе понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» употребляются как близкие по значению [7].     

Таким образом, фонематическое восприятие — это способность различать фо­немы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слона? Именно фонемати­ческое восприятие помогает ответить на эти вопросы [45].

А.Р.Лурия (2003) подчеркивает, что высшей категорией фо­нематического восприятия является формируемая под влиянием обуче­ния способность выделять звуки в слове, устанавливать их после­довательность.

Н.И.Жинкин (1959) отмечает, что речевые механизмы имеют сложную и многоступенчатую организацию.

Звук, поступающий к органу слуха, является синтетическим, поэтому прежде чем поступить в кору головного мозга он разлагается на признаки, которые по отдельности и транспортируются в кору. При переходе звуковой энергии в нервную происходит замена звуковых сигналов нервными сигнальными импульсами [11].

Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина (2003) считают, что в основе возникновения фонетико-фонематических расстройств ле­жат нарушения различных уровней и отделов нервной системы.

И. А. Смирнова (2004) указывает на связь  фонематического восприятия и произношения. Речеслуховые и речедвигательные компоненты сначала развиваются отдельно и асинхронно, а затем постепенно синтезируются в такой прочный комплекс, что начинают влиять друг на друга, образуя фонетико-фонематическую систему. Это - система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи. Она является основным образованием инструментального уровня речевой функции человека [43].

Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.

У детей с нарушением формирования фонематических про­цессов наблюдаются общая смазанность речи, недостаточная ее выразительность и четкость [20, 45, 47].

О.В.Трошев и Е.В.Жулина (2005) отмечают не­сомненную связь расстройств речеслухового и речедвигательного анализаторов. У детей с нарушением речи наблюдаются специфиче­ские трудности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи. Они могут вторично влиять на фор­мирование звукопроизношения.

О.В.Трошиным и Е.В.Жулиной (2005) замечено, что чем большее количество звуков дифференцируется в про­изношении, тем успешнее различаются фонемы на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Раз­витие же самого фонематического восприятия находится в пря­мой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою оче­редь, обусловлено общим развитием ребенка [44].

Одной из функций фонематического восприятия является осуществление простых и сложных форм фонематического анализа, а также синтеза.

И.А.Смирнова (2004) от­носит к простым формам фонематического анализа способ­ность выделять звук на фоне слова, т.е. определять наличие заданного звука в слове, и способность выделять звук из слова, т. е. распознавать фонематический состав слова. Сложными фор­мами фонематического анализа являются количественный (определение количества фонем в слове), последовательный, или порядковый (определение последовательности фонем в слове) и позиционный анализ — определение места фонемы в слове.

И.Н.Садовникова (1997) считает, что простые формы анализа формируются в норме спонтанно –  до поступления ребенка в школу, а сложные — уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового анализа проявляется в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов [38].

Добавил: Демьян |
Просмотров: 789
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу, заказать дипломную работу mba