Глава I. Теоретические аспекты
проблемы развития фонематического восприятия и слоговой структуры слова у
младших школьников
с нарушением интеллекта
1.1. Понятие фонематического восприятия и слоговой
структуры слова
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е Левина, Р.М.Боскис, Н.X.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоений звуковой стороны речи [5].
По
определению В.Н.Копорулиной (2003), восприятие — целостное отражение
предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и
пространственных связях и отношениях, которое возникает при непосредственном воздействии
физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения
восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем
мире.
А.Р.Лурия
(2003) рассматривает восприятие как
активный процесс поиска требуемой информации, выделения
существенных признаков, сличения их между собой, создания адекватных гипотез и
последующего сличения этих гипотез с исходными данными.
Способность
человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий
восприятие фонем данного языка называется фонематическим слухом [37].
В литературе
понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» употребляются как
близкие по значению [7].
Таким образом, фонематическое
восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук
стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слона? Именно фонематическое
восприятие помогает ответить на эти вопросы [45].
А.Р.Лурия (2003)
подчеркивает, что высшей категорией фонематического восприятия является
формируемая под влиянием обучения способность выделять звуки в слове,
устанавливать их последовательность.
Н.И.Жинкин
(1959) отмечает, что речевые механизмы имеют сложную и многоступенчатую
организацию.
Звук, поступающий к
органу слуха, является синтетическим, поэтому прежде чем поступить в кору головного
мозга он разлагается на признаки, которые по отдельности и транспортируются в
кору. При переходе звуковой энергии в нервную происходит замена звуковых
сигналов нервными сигнальными импульсами [11].
Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина
(2003) считают, что в основе возникновения фонетико-фонематических расстройств
лежат нарушения различных уровней и отделов нервной системы.
И. А. Смирнова (2004)
указывает на связь фонематического восприятия и
произношения. Речеслуховые и речедвигательные
компоненты сначала развиваются отдельно и асинхронно, а затем постепенно синтезируются
в такой прочный комплекс, что начинают влиять друг на друга, образуя фонетико-фонематическую
систему. Это - система восприятия, анализа и воспроизведения звуков речи. Она
является основным образованием инструментального уровня речевой функции человека
[43].
Фонематическое восприятие является
важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
У детей с нарушением формирования
фонематических процессов наблюдаются общая смазанность речи, недостаточная ее
выразительность и четкость [20, 45, 47].
О.В.Трошев и Е.В.Жулина (2005)
отмечают несомненную связь расстройств речеслухового и речедвигательного
анализаторов. У детей с нарушением речи наблюдаются специфические трудности в
различении тонких дифференцированных признаков фонем, которые влияют на весь
ход развития звуковой стороны речи. Они могут вторично влиять на формирование
звукопроизношения.
О.В.Трошиным и Е.В.Жулиной (2005) замечено,
что чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем
успешнее различаются фонемы на слух. И чем меньше имеется «опор» в
произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие
же самого фонематического восприятия находится в прямой связи с развитием всех
сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка [44].
Одной из функций фонематического
восприятия является осуществление простых и сложных форм фонематического
анализа, а также синтеза.
И.А.Смирнова (2004)
относит к простым формам фонематического анализа способность выделять звук на
фоне слова, т.е. определять наличие заданного звука в слове, и способность
выделять звук из слова, т. е. распознавать фонематический состав слова.
Сложными формами фонематического анализа являются количественный (определение
количества фонем в слове), последовательный, или порядковый (определение
последовательности фонем в слове) и позиционный анализ — определение места
фонемы в слове.
И.Н.Садовникова (1997) считает, что простые
формы анализа формируются в норме спонтанно – до поступления ребенка в школу, а сложные —
уже в процессе обучения грамоте. Несформированность действия звукового анализа
проявляется в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв
либо слогов [38].
|