СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АППЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1.1. Клиническая характеристика детей с умеренной умственной отсталостью……………………………………………………7 1.2. Теоретические предпосылки изучения особенностей аппликационной деятельности детей с умеренной умственной отсталостью 17 1.3. Содержание обучения технике аппликации в коррекционно-образовательных учреждениях для детей с умереннойй умственной отсталостью……………………………………………………………………31 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АППЛИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 40 2.1. Цель, задачи, содержание и методика констатирующего эксперимента 2.2. Уровни сформированности умений аппликационной деятельности у детей с умеренной умственной отсталостью……………………………….43 2.3. Методические рекомендации к организации и проведению коррекционной работы, направленной на развитие аппликационной деятельности у детей с умеренной умственной отсталостью……………53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 ЛИТЕРАТУРА 68 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….72 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Прежде всего, должна быть востребована активность многоплановая: трудовая, познавательная, социальная, духовная. Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций. В последние годы в нашей стране успешно развивается сеть специальных дошкольных учреждений, где воспитываются дети с нарушениями интеллекта. Эти учреждения привязаны обеспечить максимальное развитие детей с нарушениями интеллекта. Положение о ведущей роли обучения в развитии, выдвинутое отечественной психологией, приобретает особое значение в области дошкольного воспитания аномальных детей, в частности детей, страдающих нарушениями интеллекта. В отличие от нормально
ЛИТЕРАТУРА 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Владос, 1997 2. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.//Дефектология. - 6 – 2002. – С11 – 17. 3. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и па-топсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. 4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Академия, 1994. 5. Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагоги-ка, 1989. 6. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент: Медици-на, 1976. 7. Бороздин А.И. Этюды абилитационной педагогики: из опыта ра-боты «Школы Бороздина». – Новосибирск, 2000. 8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиаг-ностике. – Киев, 1989. 9. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Педагогика, 1987. 10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: Педагогика, 1990. 11. Вайзман Н.П.. Психомоторика детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 1975. 12. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей. – Иркутск, 1988. 13. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонения-ми в развитии. – М.: Просвещение, 1987. 14. Воспитание и обучение детей во вспомогательной шко-ле./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Академия, 1984. 15. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3 – М.: Наука, 1983, , с. 451. 16. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.5. – М., 1984. 17. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1974. 18. Головина Т.Н. О графических навыках у детей-олигофренов/Под ред. Ж.И. Шиф. – М.: Педагогика, 1972. 19. Грошенков И.А. О путях усиления коррекционного воздей-ствия занятий по рисованию на развитие учащихся вспомогательной шко-лы/Эстетическое воспитание во вспомогательной школе//Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972. 20. Грошенков И.А. Уроки рисования в 1 – VI классах вспомо-гательной школы. – М.: Просвещение, 1968. 21. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В, Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – М: Изд. Центр Академия, 1999. 22. Дети с отклонениями развития (отграничение олигофрении от сходных состояний)./Под ред. М.С. Певзнер. – М.:. Просвещение, 1966. 23. Дефектология: Словарь-справочник./Авт.-сост. С.С. Степа-нов; Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. 24. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М.: Просвещение, 1973. 25. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специ-альные учреждения. – М.: Просвещение, 1988. 26. Замский X. С. История олигофренопедагогики.- М.: Педа-гогика, 1980. 27. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ре-бенка. – М.: Школа-пресс, 1993. 28. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Владос, 1994. 29. Коррекционная педагогика./Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Владос, 2000. 29. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Пе-дагогика, 1990. 30. Лильин Е.Т., Доскин В.А. Детская реабилитология. – М.: Академия, 1999. 31. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989. 32. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. 33. Маллер А.Р. Дети с ограниченными возможностями. – М.: Владос, 1996. 34. Маллер А. Р. Некоторые особенности личностных качеств глубоко умственно отсталых подростков // Изучение личности аномального ребенка: Тез. докладов конференции. М.: Педагогика, 1977. С. 72—73. 35. Методы обследования речи. – М.: Педагогика, 1993. 36. Немов Р.С. Психология. Т.2. – М.: Владос, 1995. 37. Николаева В.В., Соколова Е.Т., Спиваковская А.С. Спец-практикум по патопсихологии. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1979. 38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Академия, 1996. 39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, пробле-мы. – М.: Тривола, 1995. 40. Отбор детей во вспомогательную школу. – М.: Просвеще-ние, 1980. 41. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов: Инструктивное письмо Ми-нистерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997//Вестник образования. – 1992. - № 11. 42. Практикум по психологии умственно отсталого ребен-ка/А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушаков; сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. 43. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1983. 44. Проект закона РФ «О специальном образова-нии»//Дефектология. – 1995. - № 1. –С 3-15 45. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в разви-тии.//Дефектология. -№3. – 2002. – С15 - 21 46. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школь-ника. – М.: Просвещение, 1979. 47. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихоло-гии. – М.: Просвещение, 1970. 48. Стариченко Т.Н. Сопоставление сходного и противопостав-ление контрастного как способ активизации познавательного интереса умственно отсталых школьников.//Дефектология. - № 6. – 2002. – С32 – 39. 49. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. – М.: Наука, 1963. 50. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М.: Академия, 1995. 51. Цикото Г. В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста//Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 1976. С. 52. Цикото Г. В. Развитие познания пространства у детей-имбецилов при обучении построению плоских фигур//Дефектология. 1987. - С. 42—47. 53. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. – Ростов –на –Дону, 1994. 54. Шипицына Л.М. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Речь, 1995.
|