Введение 3 Глава 1. Теоретические основы обеспечения адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах 14 1.1. Анализ и состояние проблемы в психолого-педагогической теории и практики 14 1.2. Система управления адаптацией старшеклассников сельских школ в лицейских классах 41 Глава 2. Характеристика психолого-педагогических условий эффективного функционирования системы управления адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах 66 2.1. Критерии и показатели эффективности системы управления адаптацией старшеклассников 66 2.2. Технология реализации комплекса педагогических условий 88 Глава 3. Экспериментальная работа по управлению системой адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах 112 3.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы 112 3.2. Анализ и интерпретация полученных результатов констатирующего этапа 118 3.3. Содержание психолого-педагогического процесса обеспечения адаптации старшеклассников к обучению в лицейских классах. 134 3.4. Динамика процесса адаптации старшеклассников сельской школы к обучению в лицейских классах 143
Заключение 149 Список литературы 154 Литература
1. Авцын А.П. Адаптация и дезадаптация // Клин. мед. - 1974. - № 5. - С. 3-15. 2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 174 с. 3. Агаджанян Н.А. Физиологические проблемы адаптации. - Тарту, 1984. - 345 с. 4. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопросы психологии. - 1968. - № 6. - С. 19-24. 5.Анджелян Б.О. Физиолого-гигиенические вопросы адаптации учащихся к школе и вузу // Гигиена и санитария. - 1987. - № 10. - С. 81. 6.Анохин П.К. Принципиальные вопросы теории функциональных систем // Принципы системной организации функций - М.: Наука, 1973. - С. 7-55. 7.Антропова М.В. работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968. - С. 107. 8.Антропова И.В., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В. Изменения психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников в процессе дифференцированного обучения // Физиология человека. - 1991. -Т. 17. - №17. - С. 116. 9.Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М. и др. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // М.: Педагогика. - 1996. - № 5. - С. 25. 10.Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М. и др. Медико-физиологические аспекты индивидуально-дифференцированного обучения старшеклассников//Физиология человека. - 1997. - Т. 23. - № 1. - С. 98-102. 11.Антропова М.В., Козлова В.И. Нормализация учебной нагрузки // Педагогика.- 1998.- № 6. - С. 160. 12.Арнольди И.А. Гигиена умственного труда. - М.: Мезгиз, 1960. - 239 с. 13.Аршавский И.А. Механизмы и особенности физиологического и патологического стресса в различные возрастные периоды // Актуальные проблемы стресса. - Кишинёв, 1976. - С. 5. 14. Аршавский И.А. Биологические и медицинские аспекты проблемы адаптации и стресс в свете данных физиологии онтогенеза // Актуальные вопросы современной физиологии. - М., 1976. - С. 144-191. 15.Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя // Высшее образование в России. - 1998. - № 4. - С. 67. 16.Ащепков В.Т., Стуканов А.П. Модель «стресс-адаптации» в системе народного образования // Материалы Междунар. рос.-амер. конф. по конфликтологии.- СПб., 1996.- С. 73-81. 17.Баевский P.M. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма // Адаптация и проблемы общей патологии. - Новосибирск, 1974. - Т. 1.- С. 44-48. 18.Баевский P.M. Временная организация функций и адаптационно-приспособительная деятельность организма // Теоретические и прикладные аспекты временной организации биосистем. - М.: Медицина, 1976. - С. 88. 19.Баевский P.M., Берсенева А.П., Вакулин В.К. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала // Здравоохранение Российской Федерации. 1987. № 8. С. 6-10. 20.Барбашова З.И. Программа изучения адаптации человека и её принципы. Адаптация человека. - М., 1972.- С. 78. 21.Бачериков Н.Е., Воронцов МП., Добромиль Э.И. Психогигиена умственного труда учащейся молодёжи. - Киев, 1988. - С. 71-78. 22.Белозерова Л.М. Особенности умственной и физической работоспособности в возрастном аспекте: Дис. ... д-ра мед. наук. Пермь, 1993. - 32 с. 23.Бережков Л.Ф. Роль медико-биологических и социально-гигиенических факторов в формировании состояния здоровья школьников и его значение в учебном процессе // В кн.: Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире. – Коломна, 1993. - С. 43. 24.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - С. 273. 25.Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. -М.: Ин-т психологии РАН, 1995. -С. 132-138. 26.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.- Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. -72 с. 27.Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психол. журн. -1996. -Т. 17.- № 4. -С. 64. 28.Бодров В.А. Информационный стресс: Учеб. пособие для вузов. -М., 2000. -С. 348-354. 29.Вайнруб Е.М. Основные принципы гигиенического нормирования учебной и трудовой нагрузок школьников: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Днепропетровск, 1971.- 42 с. 30.Вайнруб Е.М., Молдавская СИ. Состояние подвижности нервных процессов и работоспособности клеток коры головного мозга первой и второй сигнальных систем у школьников различных возрастных групп // Материалы Всесоюзн. науч. конф. по гигиене обучения и воспитания. -М., 1968.- С. 24. 31. Васильева Л.К. Экзаменационная оценка и причины, её определяющие // Сб. науч. тр. Вопросы оптимизации учебного процесса: Свердловск, 1982. -С. 58. 32.Васильев В.Н. Здоровье и стресс.- М.: Знание, 1991.-С. 156-182. 33.Виру А.А. Механизм общей адаптации // Успехи физиологических наук. -1980. -Т. 11.- №4. -С. 27-46. 34.Волкинд Н.Я. Зависимость эмоционального напряжения от различных факторов экзаменационной обстановки // Высш. нервн. деятельность. -1975.- Т. 25.- № 6. -С. 1181. 35.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М., I960. -С. 117-123. 36.Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965. -С. 47-51. 37. Габдреева Г.Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба вуза. Сб. науч. ст.- Казань, 1981. -С. 71-73. 38.Гергиевский А.С., Царегородцев Г.И. Философские теории адаптации. -М.: Знание, 1975. -С. 43-51. 39.Горизонтов П.Д. Переоценка некоторых положений концепций стресса // Клин. медицина. -1973. -№ 10.- С. 3-10. 40.Глушкова Е.К. // Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. СМ. Громбаха. -М., 1988. -С. 99-120. 41.Громбах СМ. Школьная зрелость как гигиеническая проблема // Гигиена и санитария. -1969. -№ 9. -С. 48. 42. Громбах СМ., Рысеева Б.С // Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе / Под ред. Г.Н. Сердюковской, СМ. Громбаха. -М., 1975. -С. 77-105. 43.Громбах СМ. Охрана здоровья детей: Сб. тр. -М., 1979.- Вып. 7. -С. 166-186. 44.Громбах СМ. Гигиенические аспекты охраны здоровья школьников и подростков: Сб. тр. -М., 1984.- С 3-11. 45.Громбах СМ. Гигиена школьников и подростков: Сб. тр.- М., 1988. Вып. 4.- С. 13-29. 46.Гуменер П.И. Принципы оценки состояния организма и его регулирования при трудовых процессах у школьников: Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. -М., 1968.- 22 с. 47.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996. -544 с. 48.Дичев Т.Г. Проблема адаптации человека в условиях научно-технической революции // Научно-техническая революция, общество и медицина: Материалы конф. -М., 1973.- С. 91-103. 49.Дикая Л.Г. Становление новой системы психической регуляции в экстремальных условиях деятельности // Принцип системности в психологических исследованиях: Сб. науч. ст. -М., 1990. -С. 101-108. 50.Дичев, Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека. -М., 1976. -С. 19-26. 51.Дмитриев А.С. Физиология высшей нервной деятельности.- М.: «Высшая школа», 1974. -С. 78.
|