ГЛАВА
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ
СТУДЕНТОВ РАЗНОПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ
1.1 Особенности
социализации студентов вузов разнопрофильных вузов
Проведенный анализ
психолого-педагогической литературы
показал, что различные аспекты социализации личности являются предметом
изучения как отечественных, так и зарубежных исследователей (Битинас Б.П.,
Богачинский Ю.С., Волков Г.Н., Загвязинский В.И., Оссовский Е.Г., Кузьмин М.Н., Фельдштейн Д.И. и др.). Однако социализация
личности выступает одной из актуальных проблем на этапе обучения в вузе,
определяемая в первую очередь социальной ситуацией
развития личности в данном возрастном периоде
Период обучения в вузе в соответствии
со схемой возрастной периодизации онтогенеза, принятой
специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии,
определяется как юношеский возраст.
Конкретное содержание юности как возрастного
этапа развития определяется в первую очередь социальными условиями, от которых
зависят положение молодого человека в обществе, объем знаний, которыми ему
надлежит овладеть, доступность культурных ценностей, характер социального
окружения, общения и ряд других факторов.
Для того чтобы подробно рассмотреть
особенности социализации студентов в период обучения в вузе, необходимо
определить сущность и основные стадии социализации, а также определить и
факторы на неё влияющие.
Так, социализация
личности представляет собой процесс усвоения индивидом социального опыта,
системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек
приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему
для нормальной жизни в обществе.
Основными компонентами
социализации являются:
·
передача
культуры через различные социальные институты (прежде всего через систему
образования, обучения и воспитания);
·
взаимное
влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.
В качестве институтов
социализации рассматривается семья, дошкольные и школьные учреждения, трудовые
и другие коллективы.
В процессе социализации
человек обогащается общественным опытом и индивидуализируется, становится
личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и
субъектом социального воздействия, в деятельности осуществляя значимые
преобразования мотивационной сферы других людей.
В отечественной
психологии критиковался взгляд З. Фрейда на социализацию личности, согласно
которому ребенок рассматривался изначально как асоциальное существо, а сущность
социализации представлялась в изживании и преодолении инстинктивной
детерминации поведения, первично стремления жить в соответствии с «принципом
удовольствия». Под влиянием психоанализа этот взгляд получил широкое
распространение в зарубежной литературе на рубеже 20-30 годов ХХ века.
Д.Б. Эльконин
подчеркивал, что ребенок на всем протяжении своего развития является социальным
существом, то есть связан с обществом самыми тесными узами. Вне этих связей он
существовать не может. Изменяется лишь место ребенка в системе общественных
отношений, характер связи с обществом.
В процессе социализации
человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования
социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализации личности
основана на познании личностью социальной действительности.
Проведенный анализ
психолого-педагогической литературы, показал, что существуют различные подходы
к классификации факторов социализации.
Так, Титов В.А. к
источникам социализации личности относит:
1)
опыт
раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм
поведения;
2)
социальные
институты – системы воспитания, обучения и образования;
3)
взаимное
влияние людей в процессе общения и деятельности.
А.В. Мудрик выделяет 4
группы факторов социализации :
·
мегафакторы,
непосредственно или опосредованно влияющие на социализацию всех людей, к
которым относятся космос, планета, мир;
·
макрофакторы,
оказывающие влияние на социализацию людей, живущих в различных странах. К
данной категории относятся этнос, общество, государство;
·
мезофакторы – регион, город, поселок.
·
микрофакторы
включающие в себя семью, группы сверстников, воспитательные и образовательные
организации, различные общественные, государственные а также частные организации.
В современных культурных
и социально-экономических условиях необходимо изучать воздействие всех
обстоятельств на процесс социализации личности. Учет полученных данных позволит
представить наиболее полную характеристику процесса социализации, а также сформировать
предпосылки для благополучного управления социализацией.
Каждая социальная роль
включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На
протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных
ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице.
По своему содержанию
социализация – это двусторонний процесс. Так, с одной стороны, он состоит в
передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм,
а с другой – их усвоение индивидом, т.е. интериоризацию. Под интериоризацией в
данном случае понимается переход внешних по своей форме процессов общественной
жизни во внутренние процессы сознания, при которых они претерпевают
соответствующую трансформацию, т.е. обобщаются, вербализуются, становятся
способными к дальнейшему развитию.
Мудрик А.В. Социализация человека. – М. : Издат. центр «Академия». – 2004. – 304
с.
|