Возраст – объективная, изменчивая, хронологически и символически
фиксированная характеристика и стадия развития индивида в онтогенезе [6,с. 78].
Младший школьный возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 6-ти–7-ми лет до
8-ми–9-ти лет – т.н. ранний младший школьный возраст. 2-я стадия: от 8-ми–9-ти
лет до 11-ти лет – т.н. поздний младший школьный возраст.
Из работ Л.С. Выгодского известно, что каждая стадия психического
развития ребенка характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. В
период младшего школьного детства учебная деятельность является для ребенка
ведущей. «Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок
учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная
деятельность. В школьные годы учебная деятельность начинает занимать
центральное место в деятельности ребенка. Все главные изменения в психическом
развитии ребенка наблюдаемы на этой стадии, связаны в первую очередь с учебой».
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной
стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени
сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на
отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям
окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они
воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают
непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное,
яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу
порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т. к. свобода
дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.
Ситуация школьной жизни вводит ребенка в строго нормированный мир отношений,
требуя от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей
успеваемости. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого
ребенка, поступившего в школу, повышает психическую напряженность. Это отражается
и на здоровье младших школьников, и на их поведении. Под руководством учителя
дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки,
искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми
социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо
начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в
общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных
ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования
личности.
Приход (поступление) ребёнка в школу связан с перестройкой всей
системы отношений его отношения с действительностью, деятельности. В этом
возрасте происходит смена образа и стиля жизни ребёнка: к нему возникают новые общественно предопределённые требования, у
него начинает иметь место новая социальная роль ученика, активизируется новый
ведущий вид деятельности — учебная деятельность. В школе ребёнок приобретает не
только новые знания и умения, но и определённый социальный статус ученика
школы. В связи с активным формированием принципиально нового статуса школьника,
у ребёнка меняется восприятие своего места в системе общественных отношений.
Меняются интересы, ценности ребёнка, изменяется весь его уклад жизни, по
сравнению, даже, со старшим дошкольным возрастом. Хотя,
социально-психологический переход ребёнка в новое «общественное качество», в
современных условиях, как правило, подготовлен тем, что существенное
большинство детей в течение предыдущего перед первым классом учебного года
ходят в подготовительный класс, занимаются подготовкой к школе с той же
учительницей начальных классов, которая будет их учительницей в начальной
школе. Тем не менее, на целый порядок возросший в первом классе объём
познавательной нагрузки трансформирует всю систему взаимоотношений ребёнка со
взрослыми и сверстниками, формирует у него наиболее важную в этот период
ведущую деятельность – учебную деятельность.
Принципиально меняется весь жизненный строй ребенка. Еще недавно в
развитии маленького дошкольника игра являлась основным занятием, а теперь он
школьник, изменилась вся система отношений с взрослыми и сверстниками. У
ребенка появляется совершенно новая система отношений, а именно отношения с
учителями, которые в глазах ребенка выступают «не заместителем родителей, а
полномочным представителем общества, вооруженным всеми средствами контроля и
оценки, действующим от имени и по поручению общества».
Знания для ребенка этого возраста не существуют без
учителя. И если
|