Среди социальных институтов современного
общества образование играет важнейшую роль, представляя собой одну из основных
отраслей человеческой деятельности [13].
Под образованием
понимают целенаправленную познавательную деятельность людей по получению
знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию.
Если такие знания, умения и навыки
приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно
говорят о его самообразовании [19].
Целью образования является приобщение
индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее
культурного достояния.
В ходе процесса обучения происходит передача
учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к
самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества
образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его
экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Функции образования [10]:
1) создание условий и предпосылок
для социальной мобильности человека или социальной группы;
2) сохранение и ретранслирование
культурного достояния общества из поколения в поколение.
Современное образование является средством
решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов,
являясь одним из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.
Различают следующие виды образования: начальное, среднее, среднее специальное и высшее [10].
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы
образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы
[27]:
1) дошкольная образовательная организация – тип
образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного)
вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных
программ дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация – тип образовательной
организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности
образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего и (или) среднего общего образования; 3)
профессиональная образовательная организация – тип образовательной организации,
осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности
образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего
профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования – тип
образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного)
вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных
программ высшего образования и научную деятельность.
Под системой образования понимается
совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных
учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.
Характер системы образования в любом
государстве определяется социально-экономическим и политическим строем, а также
культурно-историческими и национальными особенностями страны.
Следует помнить о том, что образование это
не только обучение, но и воспитание.
Методы обучения
[29]:
I.
ориентация учащихся на запоминание и воспроизводство готового знания;
II.
ориентация на самостоятельный поиск, решение проблем, открытие нового;
|