Глава 1. Теоретический аспект проблемы психолого-педагогических условий формирования умственных способностей детей дошкольного возраста
1.1. Характеристика детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, суть которой, заключается в том, что у дошкольника возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослыми или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребенок сам начинает определять собственное поведение. Советский психолог А. Н. Леонтьев дошкольное детство называл периодом первоначального и фактического складывания личности – «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» [30].
Смирнова Е. О. отметила, что вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру перестраиваются в этом возрасте, суть, которой заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения [35].
Дошкольный возраст Согласно Д. Б. Эльконину, вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач, взрослый в свою очередь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т.п.) [29]. По мнению автора именно в процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, формирование личного сознания и развитие произвольного поведения [29].
Л. Ф. Обухова отмечает, что условия жизни дошкольника, изменение требований к нему со стороны взрослых, растущие возможности познания, а также изменение типа ведущей деятельности усложняют и структуру личности ребенка [28]. Это прежде всего связано с тем, что на всем протяжении дошкольного возраста происходит соподчинении (иерархии) мотивов, в качестве которых могут выступать и содержание самой деятельности, и ее общественное значение, успех и неуспех в ее проведении, самооценка и получение группового признания. Согласно автору у разных детей на первый план могут выступать самые разные мотивы, подчиняя себе остальные и организуя деятельность ребенка.
Л. С. Выготский в свою очередь отметил, что перестройка мотивационной сферы связана и с усвоением ребенком морально-этических норм и начинается оно с формирования диффузных оценок, на основании которых дети разделяют все поступки на «хорошие» или «плохие» [10]. Согласно автору первоначально непосредственное эмоциональное отношение к человеку нераздельно слито в сознании ребенка с нравственной оценкой его поведения, поэтому младшие дошкольники не умеют аргументировать свою плохую или хорошую оценку поступка литературного героя, другого человека, а вот старшие дошкольники уже связывают свою аргументацию с общественным значением поступка [7].
Многими учеными (Абрамова Г. С. [2], Божович Л. И. [5], Выготский, Л. С. [7], Запорожец, А. В. [11] и др.) отмечают, что среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют произвольность, т.е. способность управлять своими действиями, контролировать их, и при этом главной чертой произвольного и волевого действия является его осознанность. По мнению А. Н. Леонтьев без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их,
|