Введение 3 Глава 1. Значение малых предприятий для экономики страны 6 1.1. Сущность, виды и формы малых предприятий 6 1.2. Влияние малого предпринимательства на развитие экономики 11 1.3. Малое предпринимательство как источник развития социальной сферы 15 1.4. Государственные программы для развития малого предпринимательства 17 1.5. Проблемы существования малого бизнеса 25 Глава 2. Анализ малого предприятия, на примере ООО "Байкал" 31 2.1. Краткая характеристика предприятия 31 2.2. Анализ финансового состояния предприятия 33 2.3. Внешний анализ малого предприятия 49 Глава 3. Пути совершенствования развития малого предпринимательства 52 3.1. Совершенствование законодательной системы 52 для малого предпринимательства 3.2. Применение опыта зарубежных стран в развитии экономики 56 Заключение 64 Список использованной литературы 68 Введение Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это – деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д. Существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий. Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики. Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам. Под субъектами малого бизнеса в ведущих промышленно развитых странах понимают предприятия малой и средней величины. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса (или малого предпринимательства) в разных странах различны. Единых критериев нет. Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже свыше 20 лет. Данная тема является актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, Список использованной литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации 2. Налоговый кодекс Российской Федерации 3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в действии с 1 января 2008 года 4. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" 5. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» 6. Багиев Г.Л. «Маркетинг».- Москва: «Издательство «Экономика»»,2005.- с.473 7. Бобров В. Б. Англо-русский словарь по рекламе и маркетингу. – М.: Руссо, 2007. 8. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. – Киев: Инка-Центр, Эльга-Н, 2003. – 448 с. 9. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 256 с. 10. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «ГНОМ-пресс», 2003. – 440 с. 11. Васильева М., Надеин А. «Бренд: Сила личности» - СПб. :Питер, 2007. 12. Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов, Г.Г. Чигарев. – М.: КНОРУС, 2007. – 336 с. 13. Дэйв Паттен, Паттен Д. Успешный маркетинг для малого бизнеса. Издательство: ГРАНД-ФАИР, ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА, 2003 г. 14. Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России. – СПб.: Питер, 2005. 15. Донцова Л.Н., Никифорова Н.Н. Анализ финансовой отчетности. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 2007. – 358 с. 16. Козырев В.М. Основы современной экономики М.: Финансы и статистика, 2005. 432с. 17. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. Учебник. Изд-во РДЛ, 2006. 18. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В. Финансовый менеджмент. – М.: ООО «Элит», 2005. – 536 с. 19. Любимов Л.Л, Липсиц И.В Основы экономики М.: Просвещение, 2003. - 159с. 20. Моисеева Н. К., Рюмин М. Ю. Коммуникационная концепция маркетинга// Маркетинг, 2007. №5. 21. Моисеева Н. К., Рюмин М. Ю., Слушаенко М. В. Брендинг в управлении маркетингом. – М.: Омега-Л, 2006. 22. Малый бизнес: Опыт зарубежных стран Тэпман Л.Н. 2004 23. Малое предпринимательство в России Чапек В. Н., Максимов Д. В., Богуславский В. В. 2006 24. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства Широков Б.М 2006 25. Организация и управление малым бизнесом. Учебное пособие Анискин Ю. 2008 26. Рогова О. Денежно-кредитная система и экономический рост. Экономист , 2007 г. 27. Т. А. Слука “Энциклопедия малого бизнеса, или как вести свое дело”. Москва 2007г. 28. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. Ибадова Л.Т., Ибадова Л.Т. 2006 29. Малые предприятия - 2006. Практич. пособие Карпов В.В., Лукина Н.В. 2006 30. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. 3-е изд.,перераб.и доп Под ред. Горфинкеля В.Я. 2007 31. Единый социальный налог и налогообложение малого бизнеса Черник Д.Г., 2005 32. Дымшиц М. Н. Бренд – это не только торговая марка, но и …// Yes! Рекламные идеи, 2004 №8. 33. Шаповалов Н. И. Неучтённые миллиарды // Эксперт. №10. 34. Журнал «Мониторинг». Чего боится малый бизнес, 08.05.2007. 35. Методика предпланового маркетингового исследования рынка сбыта услуг. // Финансовый менеджмент, № 8. – 2007 г. 36. Управление финансами предприятия. // Финансовый менеджмент, № 6. – 2005 г. 37. Материалы электронного СМИ «Appraiser. RU. Вестник оценщика» 01. 08. 2006 // www.appraiser.ru 38. www.marketolog.ru 39. www.mbm.ru МБ остается стратегическим направлением развития экономики Москвы 40. center.rian.ru Для экономики Москвы необходимо развитие профобразования, считает Лужков 41. www.arendator.ru Москва-Сити даст колоссальный толчок развитию экономики России 42. Сайт московской администрации 43. Система «Гарант»
Доклад на тему: Малые предприятия. Характеристика, экономическое и социальное значение их создания.
Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. Данная тема является актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие. Целью данной работы является определение экономического и социального значения создания малых предприятий. Данная цель достигается путем решения следующих задач: 1. дать определении понятию малого бизнеса и привести основные особенности; 2. проанализировать московское предприятие малого бизнеса; 3. привести пути совершенствования предприятий малого бизнеса. Методологические основы работы – анализ был проведен на основе трудов отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам развития малого предпринимательства. Объектом исследования является предприятие малого бизнеса ООО «Байкал». Предметом исследования данной работы – является предприятия малого бизнеса, на примере города Москва. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены предприятиями различных организационно-правовых форм собственности, использующих инновационное проектирование в своей деятельности. В работе использовался анализ финансовой деятельности предприятия за 2005-2007 годы (факторный анализ прибыли, анализ рентабельности анализ экономического роста).
1. Значение малых предприятий для экономики страны МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — предпринимательская деятельность в небольших масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации. В России в 2007 г. было примерно 3 млн малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, в США — около 23 млн. К малым предприятиям относят кроме производственных коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Малый бизнес в России дает примерно 12% ВВП, в США — 70%, в Японии— 78%. Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические функции, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений. В малом бизнесе по официальным данным занято более 900 человек (4,63 % от численности трудоспособного населения). Наблюдается положительная динамика роста численности работников. Наибольший удельный вес занятых работников приходится на промышленность (69,4 %), затем идут строительство и торговля (по 10,5 %), сфера услуг ((8 %), сельское хозяйство (0,86 %), прочие (0,54 %). Реальное количество людей, занятых в малом бизнесе, очевидно, превышает официальные данные, т.к. некоторые предприниматели предпочитают занижать фонд заработной платы и среднесписочную численность работников своих предприятий. Можно полагать, что реально в малом бизнесе занято примерно 1,5 тыс. человек (10 % от численности трудоспособного населения района). Что касается преобладающих видов деятельности субъектов предпринимательства (частных предпринимателей и предприятий малого бизнеса района, то выясняется, что большинство частных предпринимателей (67.6 %) и малых предприятий (38,8 %) занимаются розничной торговлей, затем следует промышленность (14.9 % и 33 % соответственно). Малый бизнес Москвы продолжает развиваться, а темпы роста количества малых предприятий (МП) возрастают. По состоянию на 1 октября 2007 года, по данным Мосгорстата, количество МП составило 214,5 тыс. единиц, что на 3,2% больше, чем по состоянию на конец 2006 года. Среднегодовой темп прироста по этому показателю более 3%. Социальная значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. • Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. По состоянию на 01.10.2007, суммарная численность работников МП составляла 2,042 млн. человек, что на 0,3% больше чем по состоянию на конец 2006 года и на 35 тыс. человек (или 1,7%) больше, чем по состоянию на 01.10.2006 года Таким образом, количество занятых на МП Москвы работников составляет примерно 1/3 от общего количества занятых в экономике в столице. Для сравнения, по России работники МП составляют 1/8 от занятых в экономике по стране. Развитое малое предпринимательство - уникальный и эффективный инструмент для достижения целей проводимых реформ - создания эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения и построения оптимальной социальной структуры населения. Развитие малого бизнеса в Москве осуществляется на основе программно-целевых методов. В 2006 году закончилась реализация пятой городской программы развития и поддержки малого предпринимательства. Благодаря программе совершенствовалась инфраструктура поддержки малого предпринимательства, обеспечивающая комплексный подход к удовлетворению потребностей малого бизнеса в финансовой, имущественной, консультационной, информационной и иных видах поддержки. Рис 1. Система поддержки малых предприятий Москвы
Для достижения более высокой конкурентоспособности малого бизнеса Москвы необходимо провести комплекс мероприятий по сертификации малых предприятий на соответствие требованиям ИСО, внедрению в их работу современных маркетинговых технологий и аутсорсинга, созданию условий для объединения малых предприятий в кластеры, вовлечение их в технико-внедренческие и научно-производственные зоны. Рис. 2. Основные проблемы малого бизнеса
2. Анализ малого предприятия, на примере ООО "Байкал"
За последние несколько лет, производитель мебели - мебельная фирма «Байкал» зарекомендовала себя как динамично развивающаяся компания, занимающаяся производством и реализацией мебели для спальни, мебель от производителя. В частности производством и продажей деревянных кроватей, прикроватных тумб, комодов, ортопедических оснований, а также ортопедических матрацев. Производите
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСХОДОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ……………………………... 1.1. Основные задачи и организация бюджетного учета в ИМБП РАН…... 1.2. Особенности разработки учетной политики бюджетного учреждения РАН……………………………………………………………… 1.3. Роль, значение и задачи анализа расходов в управлении деятельностью бюджетных учреждений…………………………………….
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА РАСХОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПРИ РАН)……………………………………………………………………... 2.1. Расходы бюджетных учреждений, их классификация и учет………… 2.2. Организация бюджетного учета расходов……………………………… 2.3. Анализ финансирования и исполнения сметы расходов и доходов Института медико-биологических проблем при РАН………………………
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА РАСХОДОВ…………………. 3.1. Оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств…………………………………………………………… 3.2. Рекомендации по совершенствованию бюджетного учета расходов Института медико-биологических проблем при РАН………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ
Бюджетные учреждения – одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих в нашем государстве. Это учреждения, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. В соответствии с Законом о бюджете выделяются средства для обеспечения функционирования учреждений здравоохранения, науки, образования, культуры и других организаций непроизводственной сферы. Эти средства имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством. Переход от административно-командного управления к рыночным методам хозяйствования обусловил необходимость коренного реформирования всей финансовой системы России и ее основного звена – бюджетной системы. В настоящее время бюджетная система России находится в стадии реформирования – отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнем власти, органами местного самоуправления; принимаются правительственные документы, направленные на совершенствование бюджетного процесса бюджетной классификации. В бюджетную систему государства мобилизуется более половины финансовых ресурсов создаваемых в стране. Эти средства в значительной мере проходят по сметам бюджетных организаций. Этим обусловливается большое значение финансов бюджетных организаций в экономике страны. Радикальные преобразования, произошедшие в экономике России за последние 15 лет, привели к существенным изменениям условий и основ хозяйствования бюджетных учреждений, что не могло не отразиться на организации их финансирования. Бюджетные учреждения получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников, расходование которых регламентируется утверждаемыми сметами по их каждому конкретному виду. Как правило, в задачи бюджетного учреждения не входит получение прибыли. Их задачей является бесплатное обслуживание населения в соответствии с утвержденными социальными нормативами. Объем их деятельности, его требуемое качество строго оговорены и обеспечиваются финансированием. Подавляющая часть бюджетных учреждений выполняет различные функции. Поэтому от величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим организациям, от эффективности их использования зависит выполнением социальных задач, стоящих перед обществом. Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетным учреждением. С помощью финансового анализа изучаются тенденции развития, исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением. Главная цель финансового анализа – получение основных, наиболее информативных показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния учреждения, ее доходов и расходов, изменений в расчетах с дебиторами и кредиторами и т.д. Таким образом, актуальность и научная значимость исследования определяется тем, что эффективная организации учета расходов в бюджетных учреждениях, а также своевременный анализ расходов содействует экономному использованию бюджетных средств, выявлению и внедрению передового опыта, предупреждению излишних расходов и разных недостатков в работе. Цель работы заключается в исследовании техники бухгалтерского учета и методики проведения анализа расходов бюджетных учреждений как важнейшего элемента в управлении государственными средствами. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
ВВЕДЕНИЕ 3 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ С УЧЕТОМ ИСТОРИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ ЕЕ РАЗВИТИЯ 6 1.1. Сущность понятия коррупция 6 1.2. Исторические предпосылки, обусловившие проникновение коррупции в систему госслужбы 18 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОССЛУЖБЫ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕФОРМ 25 2.1.Формы коррупционного поведения у госслужащих 25 2.2. Коррупция как условие проникновения организованной преступности в систему государственной 29 3. НАПРАВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ВВЕДЕНИЕ
Преступность как социальный феномен имеет определенные исторические корни, ее рост особенно заметен в условиях кризисных явлений в экономике и социальной сфере, ослабления роли государства; сращивание преступных элементов с должностными лицами приводит к коррупции. В действующей Концепции национальной безопасности РФ криминализация общественных отношений, рост организованной преступности названы в качестве основных факторов, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Для России это стало, к сожалению, актуальным, еще и потому, что не только произошли капитальные изменения в экономике при переходе от плановой системы к рыночной, но и рухнула как бы прежня система моральных ценностей, советского времени. А государственный аппарат мало чем изменился. Таким образом, исследование этого процесса — разрастанию коррупции на постсоветском пространстве — в историческом аспекте, в период от распада СССР и прекращения действия советской плановой экономической системы до сегодняшнего уровня рыночной экономики, в условиях формирующегося гражданского общества и правового государства на сегодняшний день одна из важнейших проблем, что и обусловило актуальность данной темы дипломной работы. Целью дипломного исследования является изучение исторической динамики явления коррупции в системе государственной службы в России в контексте политических, экономических и социальных преобразований общества, рассмотреть причин и форм ее проявления и средства борьбы. Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть сущность и понятие "коррупция" с учетом исторических тенденций ее развития
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юрид. лит, 1993- 863с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: официальный текс по состоянию на 1 ноября 2005г.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005.- 372 с. 3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.) // Российская газета. 2000. 18 января. 4. Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и организованной преступности // Государство и право. 2005. №1. С. 103 5. Астанин В.В. Коррупция и борьба с ней в России второй половины XVI-XX вв. (криминологическое исследование). М., ПРИОР, 2004.- 310 с. 6. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М., ИНФРА- М, 2001. – 356 с. 7. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально-экономические и правовые аспекты. М., 2004.- 212 с. 8. Бакунин М.А. Коррупция. - О Макиавелли. - Развитие государственности // Вопросы философии. 1990. №2.- С. 12-19. 9. Волженкин Б.В. Коррупция. Современные стандарты в уголовном праве и процессе. СПб., Красный октябрь, 2004. – 189 с. 10. Волженкин Б.В. Коррупция и уголовный закон // Правоведение. 2003. № 6. С. 63. 11. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней // Коррупция и борьба с ней. М.: ИТНФРА. 2005. С. 3. 12. Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природу, меры противодействия, международное сотрудничество. Нижний Новгород, 2004. 492 с. 13. Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений. // Вестник Московского университета. Серия И. Право. 2003. №1. С. 21; 14. Колодкин Л.М. Предупреждение коррупции в государственном управлении // Чистые руки. 2002. С. 18 15. Кузнецов А.Н. Преодоление коррупции в государственном аппарате (теоретико-правовой аспект). Дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2000. 16. Куракин А.В. Контроль как способ предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. №4. С. 23. 17. Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и право. 2006. №8. С. 12-19. 18. Мельник Н.И. Понятие коррупции и борьба с ней. М., ПРИОР. 2000.- 202 с. 19. Ожиганов Э.Н. Понятие и структура коррупции. Сравнительный уровень коррупции в Российской Федерации // Социология власти. 2005. №1. С. 60- 62. 20. Радаев В.В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей // Мир России. 2003. №3. С. 63. 21. Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией. Материалы научно-практической конференции. Академия МВД России. М., 2003. 22. Политическая коррупция. Руководство (справочник) // Под ред. В.Т. Левайиа. Нью-Бруксвик - Оксфорд. 1999. С. 1-4 23. Сафронов А.Д. Организационно-правовые аспекты предупреждения коррупции среди сотрудников органов внутренних дел. М., ПРИОР, 2003. 189 с. 24. Темнов Е.И. Коррупция. Происхождение современного понятия // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. М.: ИНФРА- М, 2004. 210 с.. 25. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Проф. В.Г. Стрекозова. – М.: ПРИОР 2003. – 310 с. 26. Яковлев А.М. Социология экономической преступности М.: Наука. 2005. - 243 с. 27. Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 120 с.
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 1.1. Сущность и функции бюджета 6 1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации 13 1.3. Бюджетная политика 23 Выводы………………………………………………………………………...27 2. БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Экономическая характеристика Воскресенского района Московской области 29 2.2. Анализ доходов бюджета муниципального образования 36 2.3. Анализ направлений расходования финансовых средств муниципального бюджета 44 2.3. Направления совершенствования бюджетной политики Воскресенского района 51 Выводы………………………………………………………………………...85 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92 ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. 2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". 3. Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. № 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах". 4. Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". 5. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений". 6. Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2006. 7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2005. 8. Бескровная В.А. Бюджетное регулирование субфедеральных финансовых потоков. - СПб.: Норма, 2005. 9. Бетин О.И. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2006. 10. Болтинова О.В. Стадии бюджетного процесса в зарубежных странах: Учебное пособие - М.: Профобразование, 2004. 11. Брайчева Т.В. Государственные финансы. СПб.: Питер, 2005. 12. Бюджет государства и информационные технологии: Учебник для вузов / Под науч. ред. Е.В. Бушмина. М.: Перспектива, 2005. 13. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. - М.: Аcademia, 2004. 14. Бюджетная политика региона: социальный аспект /Т.Ф. Романова, О.Б. Иванова, С.Н. Рукина, Л.В. Богославцева; - Ростов н/Д: РГЭУ, 2006. 15. Бюджетная система и учет в России: (Учеб.-метод. пособие) /Под общ. ред. Герасимова В.М. - М.: Мысль, 2005. 16. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского; - 3-е изд.- М.: Юрайт, 2006. 17. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации - 2-е изд.- М.: Дашков и Ко, 2006. 18. Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне. - М., 2006. 19. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие - 2-е изд.- М.: Дашков и К, 2006. 20. Государственное регулирование экономики / Т.П. Кормишина и др. – М.: Финстатинформ, 2006. 21. Иванова О.Б. Бюджетная политика: региональный аспект. - Ростов н/Д, 2006. 22. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в субъекте Российской Федерации. - СПб.: СПбГУЭФ, 2005. 23. Красковский Ю.В. Бюджетно-структурная сбалансированность региональной экономики. - СПб.: СПбГУЭФ, 2006. 24. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм /Под ред. Химичевой Н.И - 2-е изд.- М.: Норма, 2005. 25. Мазина Е.Б. Экономическое развитие и бюджетная обеспеченность регионов. - Н. Новгород: ВВАГС, 2006. 26. Морозова Г.В. Региональные бюджеты в условиях бюджетного федерализма. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006.- 27. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Региональная экономика: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 28. Осипова А.А. Бюджетный процесс в Российской Федерации: региональный аспект - Хабаровск, 2005. 29. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений и казначейской системы исполнения бюджетов на современном этапе: Сб. науч. материалов третьей межрегион. науч.-практ. конф. (Барнаул, 30 мая 2003 г.) - Барнаул: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2006. 30. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2004. 31. Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2006. 32. Сабитова Н.М. Бюджетное устройство Российской Федерации: теоретические аспекты. Казан. фин.-экон. ин-т. - Казань, 2006. 33. Современные проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации: (По материалам науч.-практ. семинара Координац. Совета Собрания рук. представ. органов мест. самоуправления городов России). - Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2006. 34. Федеральный бюджет и регионы: Опыт анализа фин. потоков / Рук. авт. кол., науч. ред. А.М. Лавров. – 2-е изд. – М.: МАКС Пресс, 2004. 35. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований / Науч. ред. Н.Г. Сычев, К.И. Таксир. М.: Финансы и статистика, 2006. 36. Швецов Ю.Г. Концептуальные основы формирования системы бюджетного регулирования в Российской Федерации. - Барнаул: АлтГТУ, 2002. 37. www// htp.Voscres.adm.ru
Глава 1. Теоретические основы стилей и методов в организации……….6
1.1. Роль руководителя в системе управления организацией…………..6 1.2. Классификация и общая характеристика стилей управления…...19 1.3. Классификация и общая характеристика методов управления….31
Глава 2. Анализ стилей и методов управления в ГУП «Мособлстройинвесткредит»…………………………………………..39 2.1. Основные направления деятельности структуры организации……39 2.2. Анализ стиля управления ……………………………………………….56 2.3. Анализ методов управления……………………………………………..64
Глава 3. Разработка рекомендаций по усовершенствованию стилей и методов ГУП «Мособлстройинвесткредит»………………………………69 3.1. Совершенствование стилей и методов управления в организации...69 3.2. Рекомендации по совершенствованию стилей и методов управления ГУП «Мособлстройинвесткредит»…………………………..72 3.3. Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций в области совершенствования стилей и методов управления ГУП «Мособлстройинвесткредит»…………………………..82
Заключение…………………………………………………………………..…87
Список литературы……………………………………………………………91
Приложения ……………………………………………………………………94 Список литературы
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и третья от 26 ноября 2007 г. N 146-ФЗ) / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 19.11.07 г. 3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2007 г. N 197-ФЗ / Информационно-справочная система «Гарант», версия от 19.11.07 г. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2007 г. N 195-ФЗ/ Информационно-справочная система «Гарант», версия от 19.11.04 г. 5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия [Текст] (Теория и практика менеджмента). / И. Ансофф ; [пер. с англ. С. Жильцова ; под ред. Ю. Н. Каптуревского. М. [и др.] : Питер, 1999. - 414 с. 6. Атаманчук Г.В. Конституционные основы государственной службы и кадровой политики. Лекция. - М.: Изд-во РАГС, 2007. – 247 с. 7. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2007. – 435 с. 8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: - М.: Высш. школа, 2007. – 378 с. 9. Габитов И. Кадровая политика. - Уфа, РИО БАГСУ, 2007. – 276 с. 10. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. - М.: Дело ЛТД, 2007. – 421 с. 11. Дафт Р.Л. Менеджмент.- СПБ: Питер, 2006. – 189 с. 12. Дуракова И. Б. Управление персоналом. Отбор и найм: - М.: Издательство «Центр», 2006. – 365 с. 13. Ежегодник: 2006: Государственная служба России.- М.: РАГС, 2006. – 654 с. 14. Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное пособие./ Под общ. ред. С.В.Охотского, В.М. Анисимова. - М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 2007. – 345 с. 15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: «Дело ЛТД», 2007. – 279 с. 16. Матирко В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М.: Дело, 2007. – 340 с. 17. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов: - М.: Финстатинформ, 2007. – 267 с. 18. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П, Пугачев.-М.:Аспект Пресс, 2006. – 365 с. 19. Стратегическое управление / Авт. И.Ансофф. Москва: Экономика, 1989. – 116 с. 20. Ф. Тейлор. Принципы научного менеджмента. – Библиотека журнала «Контроллинг». Серия «Классики менеджмента». – вып. 1. – М., 1991 . – 104 с. 21. Турчинов А. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. - М.: МПСТ Флинта, 2006. – 195 с. 22. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента.- М.: Дело, 2006. – 276 с. 23. Управление персоналом. /Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 199 с. 242. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практичесоке пособие. Изд. 4-е, перераб. и доп. (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»): – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – 294 с. 25. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Издательская группа Норма-Инфра, М., 2006. – 139 с. 26. Бжилянская Л. Управление персоналом: тенденции развития и меры государственного регулирования. // Экономист. – 2006. - № 3. – С.12-18. 27. Бессонова З. Проблемы планирования кадрового резерва руководителей. // Экономика и управление. - 2006. - № 6. – С.34-39. 28. Вахтина Н., Долгова О. Эффективность управления кадрами. // МЭ и МО. – 2007. - №6. – С.45-52. 29. Ионов М. Управление персоналом: состояние и перспективы. // Экономист. – 2006 . - № 10. – С.45-49. 30. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, ГУП «Мособлстройинвесткредит» и культура. — М.: Изд-во ГУ—ВШЭ, 2005. — 607 с. 31. Кудров В.М. Система управления кадрами: заметки о мировом опыте. // ГУП «Мособлстройинвесткредит» и экономика. - 2006. - № 7-8. – С.56-62. 32. Лихтенштейн В. Финансовые рычаги стабилизации деятельности предприятия (регулирование на макроуровне). // Вопросы экономики. - 2006. - № 3. – С.71-75. 33. Магура М.И. Мотивация труда персонала и эффективность управления // Управление персоналом – 2007. - № 3. – С.34-41. 34. Нусратуллин В. Некоторые аспекты разработки и реализации Концепции и Программы социально-экономического развития РБ.// Экономика и управление. – 2007. - № 5. - . – С.34-41. 35. Система внутрикорпоративных мероприятий как инструмент укрепления сущности бренда в сознании персонала компании-брендовладельца // Деловой Петербург. № 133. 06.12.2006. 36. Стратегия социально-экономического развития РБ на среднесрочную (1996- 2005гг.) и долгосрочную (до 2006г.) перспективу (концептуальные основы).//Экономика и управление. – 2007. - № 4(12). -. – С.74-81. 36. Роберт К. Кэмпа. Бенчмаркинг: поиск наилучшего промышленного опыта, ведущего к превосходству в сфере производства. // http://ns.mibif.indi.ru/library/html/ book/index.htm
Содержание Введение 3 Глава 1. Сущность муниципальных целевых программ 5 1.1. Цели и задачи муниципальных целевых программ 5 1.2. Основные направления целевых муниципальных программ 15 1.3. Государственное регулирование целевых программ 22 Глава 2. Реализация целевых программ с учетом особенностей размещения государственного и муниципального заказа 30 2.1. Организация управления муниципальной целевой программой «Кадры в системе образования города Нижний Тагил (2006-2008 годы)» и контроль за ходом ее реализации 30 2.2. Механизм реализации программ 37 Глава 3. Предложения по оптимизации реализации муниципальных целевых программ 42 3.1. Проблемы реализации целевых программ в настоящее время 42 3.2. Предложения по оптимизации продвижения целевых муниципальных программ 53 Заключение 72 Литература 75 Приложение 78
Литература 1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. М.: Дело и Сервис, 1998. 2. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996. 3. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981. 4. Барр Р. Политическая экономия. В 2-х т.: Пер. с франц. М.: Международные отношения, 1995. 5. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1999. 6. Богдан В.В., Иванов А.В. Социальные технологии надежности и безопасности техногенных и атомных объектов. М., 1997. 7. Внешне-экономический толковый словарь/Под ред. И.Фаминского, 2001 г. 8. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. М.: Экономика, 2000. 9. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. М.: Дело, 2001. 10. Иванов В.Н. Основы социального управления. - М, 2000. 11. Йохансен Л. Очерки макроэкономического планирования в 2-х томах. М., 1982. 12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 13. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика: германский путь / Пер. с нем. М.: Дело, 1993. 14. Леонтьев В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997. 15. Меньшиков С. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные отношения, 1996. 16. Методика составления региональных и муниципальных программ развития системы сельской кредитной кооперации. – М., 2006. 17. Методика формирования, реализации и мониторинга исполнения бюджета развития системы образования // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 3. 18. Мир управления проектами /Под ред. X. Ремке, X. Шелле. М., 1994. 19. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Экономика, 1999. 20. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: аксиомы и модели. М.: "Мир", 1991. 21. Муниципальная целевая программа «Кадры в системе образования города Нижний Тагил (2006-2008 годы)» от 26.01.2006. 22. На пороге XXI века. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. М.: Весь мир, Всемирный банк, 2000. 23. Национальный проект "Образование" / http://www.minobr.orb.ru/nazproekt/nazproekt.htm 24. Ойкен В. Основы национальной экономики. М.: Экономика, 1996. 25. Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999. 26. Программно-целевое управление и хозрасчет в науке. М., 1991. 27. Рывкина Р.В. Драма перемен. М.: Дело, 2001. 28. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1994. 29. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. М.: ИНФРАМ-М, 1999. 30. Стиглиц Дж. Э. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1997. 31. Стратегическое планирование. Под ред. Уткина Э.А. М.: Изд-во ЭКМОС, 1998. 32. Черной Л.С. Экономика. Рынок. Государство. Что нужно сделать, чтобы возродить Россию. М.: Наука, 2000. 33. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование: Учеб. пособие / Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова. М.: Изд-во ПРИОР, 1999. 34. Целевые областные программы "Образование" / http://www.minobr.orb.ru/programm/obl_prog.htm 35. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: (бизнес и власть). М.: Экономика, 1999. 36. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., лроф. М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2000. 37. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: Экономика, 1999. 38. Эффективность государственного управления / Пер. с англ. Общ. ред. С.А. Братчикова и С.Ю. Глазьева. М.: Консалтбанкир, 1998. 39. Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики. М.: Наука, 1997.