Введение 3 Глава 1. Личность педагога в учебно-воспитательном процессе. 6 1.1 Краткая характеристика деятельности педагога. 6 1.2 Совместимость учебной и воспитательной деятельности учителя. 7 1.3 Профессиональные и личностные качества педагога. 8 1.4 Современные пути совершенствования педмастерства. 13 Глава 2. Гуманно-личностный подход к ребенку. 16 2.1.Гуманистическая парадигма образования на современном этапе развития образования. 16 2.2 Личностно – гуманная модель общения Ш.А. Амонашвили 18 2.3 Интегральная модель, обоснованная М.Н. Берулаевой. 25 Заключение. 27 Список использованной литературы: 29 Введение Необходимость осмысления перемен, происходящих в современном образовании, очевидна. На смену педагогики грамотности, когда система знаний, умений и навыков рассматривается как конечная цель, приходит гуманно-личностная педагогика, в которой абсолютной ценностью признан Ребёнок в процессе его ''возрастания до идеального ОБРАЗА''. ''Жизнь человека, – писал Л.Н. Толстой, – есть стремление к благу''. Исходя из этого, в качестве основной цели, которой должна следовать школа, гуманно-личностная педагогика рисует перед собой ОБРАЗ Благородного Человека, Благородной Личности, Благородного Гражданина. Последние несколько лет общество вновь задумалось о духовном здоровье детей. К этому побуждают негативные явления в детской и подростковой среде, связанные с отсутствием воспитания и усилением асоциального поведения. Не может быть полноценного образования без воспитания личности. Хочу напомнить замечательные слова классика научной педагогики А.С. Макаренко: «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Появление новой цели обусловливает необходимость переосмысления влияния личности педагога на развитие ребенка. В последнее время в педагогической теории отмечается тенденция к его толкованию качества образования через такие понятия как воспитание, развитие нравственных качеств Человека, его гражданская социализация. Однако, для большинства учителей и руководителей разного уровня управления (школьного, муниципального, регионального) показателем качества образования остаётся процент учащихся закончивших отчётный период на четыре и пять (без троек), т.е. учитывается только качество обучения. Таким образом, развитие педагогической науки, формирующийся социальный заказ на качественно новую личность выпускника, с одной стороны, и консерватизм педагогической практики, с другой стороны, позволяют говорить об актуальности вопроса о влиянии личности педагога на развитие ребенка Образовательный процесс дошкольных и школьных учреждений с каждым годом всё более проникается идеями гуманно-личностной педагогики. Однако наряду с положительными сдвигами в образовании, существует противоречие: • Между стереотипной профессиональной позицией учителей (чаще авторитарной), обученных в русле советской традиционной школы, и требованиями к учителю, предъявляемыми гуманной парадигмой образования. Достаточно велика в этом случае роль учителя – человека, не только получивший специальное педагогическое образование, но и ощущающего всю полноту ответственности за судьбу доверенного ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, обеспечивающего качество образования. Образование - всеобщая форма психического развития человека. Само слово "образование" буквально означает придание человеку некоторого нового образа, т.е. его преображение, развитие. В воспитательно-образовательном сотрудничестве со взрослым ребенок не только опирается на то, что ему "дано от природы" или задано в организации внешней среды. В этом процессе он активно преодолевает рамки как "данного", так и "заданного". Такое сотрудничество, даже там, где оно прямо не преследует педагогических целей, может сохранять свою образовательную, развивающую направ- ленность. Исходя из актуальности данной проблемы можно сформулировать цель данной работы – рассмотрение влияния личности педагога на развитие ребенка. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: 1. Охарактеризовать деятельность педагога. 2. Определить совместимость учебной и воспитательной деятельности учителя. 3. Изучить профессиональные и личностные качества педагога. 4. Установить современные пути совершенствования педагогического мастерства педагога. 5. Определить гуманистическую парадигму образования. 6. Изучить личностно-гуманную модель общения Ш.А.Амонашвили и интегральную модель М.Н.Берулаевой. Таким образом, в настоящей работе рассматривается вопрос о влиянии личности педагога на развитие ребенка.
Список использованной литературы: 1. Азаров Ю. Искусство воспитывать: Кн. для учителя.- 2-ое изд.,испр. и доп.М., 1985. 2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. 3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети ! М., 1983. 4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети ? М.,1986. 5. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. – М., 1993. 6. Вульфов Б.З., Поташник М.М. Педагогические ситуации. – М.,1983. 7. Елканов С.Б. Основа профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. 8. Засобина Г.А., Кобыльницкая С.Л., Савин Н.В. Практикум по педагогике. М., 1996. 9. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987. 10. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.,1987. 11. Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. – Барнаул, 1998. – 113 с. 12. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Избр.пед.соч. М.,1977, Т.1. 13. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972. 14. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М., 1978. 15. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989. 16. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина.- М.: Просвещение, 1986. 17.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995. 18. Петроченко Г.Г. Ситуативные задачи в педагогике. М.,1990. 19. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965. 20. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.; Просвещение, 1981. 21. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.,2000. 22. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1999.
|