В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и физическими лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление взаимных расчетов.
Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.
Расчеты, как правило, осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, абсолютно ликвидные активы, которые обеспечивают выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность и полнота погашения кредиторской задолженности предприятий.
Основная доля расчетов между организациями производится в безналичном порядке. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках.
Наличными средствами, как правило, ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому организация бухгалтерского учет денежных средств имеет важное значение для правильного денежного обращения, организации расчетов и кредитования, что подтверждает актуальность темы дипломной работы.
Целью работы является исследование бухгалтерского учета и проведение анализа денежных средств в ООО «Кузнецов».
Для решения этой цели поставлены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты организации бухгалтерского учета денежных средств;
- дать экономическую характеристику объекта исследования;
- исследовать документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете операций с денежными средствами в ООО «Кузнецов»;
- провести анализ денежных средств исследуемого предприятия.
Для выполнения указанных задач необходимо рассмотреть документальное оформление движения денежных средств в кассе и операций на расчетном счете ООО «Кузнецов».
Объектом наблюдения является Общество с ограниченной ответственностью «Кузнецов» (далее по тексту ООО «Кузнецов»).
Предметом исследования выступает бухгалтерский учет движения наличных и безналичных денежных средств исследуемого предприятия.
Объектом исследования является ООО «Кузнецов».
Период исследования 2007–2008 год.
Источниками данных послужили: первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета, отчетность предприятия.
Методологической и теоретической основой выполнения работы послужили: законодательные, нормативные акты, учебные пособия, статьи.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, определены цель работы и задачи.
Первая глава носит теоретический характер, в которой отражены вопросы нормативного регулирования учета, цели, задачи и принципы учета товарных операций.
Вторая глава носит практический характер, в которой дана характеристика ООО «Кузнецов», рассмотрен документооборот, бухгалтерский учет движения денежных средств.
В третьей главе проведен анализ движения наличных и безналичных денежных средств.
В заключении сделаны выводы и даны рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета денежных средств на исследуемом предприятии.
К работе приложен список литературы, на который имеются ссылки по тексту.
В процессе проведения экономического анализа использованы следующие методы: балансовый, табличный, графический и другие.
В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. Денежные средства относятся к наиболее важной группе оборотных средств. От их наличия в необходимых размерах зависит благополучие организации любых форм собственности, выживаемость и дальнейшее существование хозяйствующего субъекта. На предприятиях денежные средства находятся в форме наличных денег в кассе, хранятся в банке на расчетных счетах, на специальных счетах по целевым средствам, на особых счетах, а также используются в виде аккредитивов, чековых книжек, депозитов и финансовых вложений в ценные бумаги др. Денежные средства используются для выполнения текущих операций. Они необходимы для совершения непредвиденных платежей, поскольку предприятие подвержено влиянию неопределенности в своей деятельности.
Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию – это по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. И сумма должна быть такой, чтобы ее хватало для производства всех первоочередных платежей. А чтобы получить представление о реальном движении денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступлений и платежей, а также увязать прибыль с состоянием денежных средств, следует проводить анализ движения денежных средств.
В процессе анализа учетная информация организации проходит такую аналитическую обработку, как сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, определение влияния разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявление недостатков, ошибок, неиспользованных возможностей, перспектив развития и т.д. На основе этих результатов разрабатываются и обосновываются решения, принимаемые хозяйствующим субъектом по возникшей ситуации. Таким образом, от четкой постановки бухгалтерского учета и с помощью анализа денежных средств достигается более объективное осмысление и понимание информации о финансовом положении организации и его платежеспособности, чем и объясняется актуальность темы дипломной работы.
Цель дипломной работы состоит в исследовании бухгалтерского учета и анализа движения денежных средств на примере ООО «АСТ».
Для реализации цели дипломной работы поставлены следующие основные задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств, которые включают в себя систему нормативного регулирования бухгалтерского учета денежных средств и документальное оформление движения денежных средств;
– обобщить порядок учета кассовых операций и учета безналичных денежных средств в ООО «АСТ»;
– провести анализ движения денежных средств в ООО «АСТ», в котором заключается определение целей, задач и источников анализа, а так же проведения анализа динамики и структуры денежных средств ООО «АСТ».
Методы исследования – сбор, обобщение, анализ информации, графический и табличный методы, метод сравнения.
Объект исследования – организация ООО «АСТ» занимающаяся оказанием рекламных услуг.
Предметом исследования бухгалтерского учета является движение денежных средств в ООО «АСТ».
Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение содержит постановку целей и задач исследования, обоснование актуальности избранной темы.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты бухгалтерского учета денежных средств. Приведена нормативная база, в соответствии которой ведется бухгалтерский учет денежных средств и документальное оформление движения денежных средств наличным и безналичным путем.
Во второй главе представлена краткая характеристика ООО «АСТ» и учет денежных средств в кассе и безналичных денежных средств на примере ООО «АСТ».
В третьей главе проведен анализ движения денежных средств ООО «АСТ», на основе которых сделаны выводы.
В заключении представлены выводы и предложения по совершенствованию учета денежных средств в ООО «АСТ».
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Особенности посреднической деятельности и их влияние на организацию бухгалтерского учета 1.1 Понятие и характеристика посреднической деятельности 1.2 Виды посреднической деятельности 1.3 Основные проблемы бухгалтерского учета в условиях договора поручения Глава II. Бухгалтерский учет операций, связанных с исполнением поручения доверителя 2.1 Признание, документальное оформление и учет обязательств перед третьими лицами у поверенного 2.2 Документальное оформление и учет расчетов с третьими лицами у поверенного 2.3 Особенности учета возмещения расходов у поверенного, связанных с исполнением поручения 2.4 Совершенствование бухгалтерского учета возмещаемых расходов Глава III. Порядок учета доходов и расходов предприятия-поверенного 3.1 Документальное оформление и учет расходов поверенного 3.2 Документальное оформление и учет доходов поверенного Заключение Список использованной литературы Приложения
Бухгалтерский баланс занимает центральное место в финансовой отчетности организации, так как он наиболее полно характеризует ее финансовое состояние на дату составления баланса. Баланс отражает не только суммарные, но и структурные изменения в составе средств. Это свидетельствует о той чрезвычайно важной роли, какую играет баланс в хозяйственной деятельности предприятия.
Баланс имеет большое значение для руководства организацией. Отражая состояние средств в обобщенной их совокупности на тот или иной момент, баланс раскрывает структуру средств и источников в разрезе их видов и групп, удельный вес каждой группы, а также их взаимосвязь и взаимозависимость.
Вопросы анализа финансового состояния предприятия становятся особенно актуальны в настоящее время, когда многие предприятия (организации) испытывают финансовые трудности не только от низкой прибыльности своей деятельности, сколько от недостатка своевременного анализа финансового положения предприятия (организаций) и принятие соответствующих мер по результатам этого анализа. Анализ финансового состояния является основой оценки хозяйственной деятельности предприятия, действенным инструментом для принятия управленческих решений. Экономический анализ финансово – хозяйственной деятельности начинается с оценки финансового состояния по данным бухгалтерского баланса. Данные баланса служат основой для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность предприятия и его финансовое состояние.
Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования организации, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Сигнализируя о тех или иных отклонениях в хозяйственной работе и финансовом состоянии предприятия, баланс служит в то же время основой для выяснения причин этих отклонений и определения мероприятий, необходимых для их устранения.
Актуальность и значимость избранной темы определяется тем, что для правильного руководства и контроля за деятельностью предприятия необходимо располагать точной, объективной и своевременной информацией, на базе которой раскрывается финансово-хозяйственная деятельность экономического субъекта. Таким источником информации является бухгалтерский баланс.
Целью выполнения дипломной работы является раскрытие теоретических и практических аспектов техники составления и анализа основных показателей бухгалтерского баланса предприятия.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:
изучить понятие бухгалтерского баланса, его роль и значение в системе финансовой отчетности;
раскрыть основы техники составления и формирования показателей бухгалтерского баланса;
рассмотреть методику проведения анализа бухгалтерского баланса;
дать производственно-экономическую характеристику ОАО «Курский завод «Маяк»;
рассмотреть организацию учетного процесса и внутреннего контроля ОАО «Курский завод «Маяк» и оценить их эффективность
дать предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля ОАО «Курский завод «Маяк»
проанализировать структуру и динамику имущества и источников финансирования ОАО «Курский завод «Маяк»;
провести анализ ликвидности и платежеспособности ОАО «Курский завод «Маяк»;
оценить финансовую устойчивость и вероятность банкротства
ОАО «Курский завод «Маяк»;
обобщить результатов проведенного анализа и наметить пути улучшения финансового состояния ОАО «Курский завод «Маяк».
Предметом исследования дипломной работы является бухгалтерский баланс, техника его составления и анализ основных показателей, а объектом – ОАО «Курский завод «Маяк», располагающееся по адресу: Российская Федерация, 305016, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 8.
В дипломной работе были использованы учебники, учебные пособия известных авторов в области бухгалтерского учета и экономического анализа Н.Г. Сапожниковой, Л.В. Донцовой, Н.А. Никифоровой, Л.Т. Гиляровской и др., а также статьи периодической печати современных отечественных авторов, исследующих проблемы, связанные с техникой составления бухгалтерского баланса и анализа основных его показателей. Также при написании работы были использованы электронные ресурсы – СПС «КонсультантПлюс», сеть Интернет.
Для получения практических аспектов были использованы организационно-распорядительные документы и бухгалтерская (финансовая) отчетность ОАО «Курский завод «Маяк» за 2009–2011 гг.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ЕЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ
1.1 Нормативное регулирование формирования бухгалтерского баланса организации
1.2 Аналитические возможности бухгалтерского баланса
1.3 Методика проведения анализа финансового состояния организации
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «САРГАТСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Саргатский молочный завод»
2.2 Порядок формирования бухгалтерского баланса в ООО «Саргатский молочный завод»
2.3 Анализ финансового состояния ООО «Саргатский молочный завод»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА И ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «САРГАТСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
Бухгалтерский учёт – важный элемент финансово – экономических отношений в человеческом обществе. Он выполняет функции особой информационно – технической системы, обеспечивающей непрерывность и устойчивость работы коммерческого предприятия, предсказуемость её финансового результата. С этой точки зрения, он не может быть заменен никаким другим равнозначным экономическим механизмом или однотипной финансовой структурой. Теория бухгалтерского учёта является общей основой организации системы бухгалтерского учёта. Она рассматривает основополагающие принципы бухгалтерского учёта, теоретические учётные категории, отвечающие современному уровню развития экономики.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях развития экономических отношений в настоящее время в России повышаются требования к бухгалтерской отчётности организаций. Информация отчётности позволяет получить представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации для повышения эффективности принимаемых деловых решений. Направления дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и отчётности раскрываются в Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Первым из направлений, отраженных в Концепции, является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учёте и отчётности. Во многом качество информации бухгалтерского учёта и отчётности определяется принципами, которые не только составляют теоретическую основу, но и выступают практическим руководством к действию. От их использования зависит формирование важнейших финансовых показателей, они служат основой для создания достоверной информации, максимально понятной широкому кругу пользователей.
При проведении комплексного анализа годовой бухгалтерской отчётности были использованы следующие приемы и методы: аналитический метод, горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ абсолютных показателей, сравнительный анализ.
Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку:
платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.);
рентабельности;
степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью, в рамках предоставленных им полномочий по распоряжению средствами производства и рабочей силой.
Годовая бухгалтерская отчётность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учёта и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.
Отчётность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учёта и представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчётную дату. Под финансовым положением или состоянием организации понимают её способность обеспечить процесс хозяйственной деятельности финансовыми ресурсами и возможность соблюдения нормальных финансовых взаимоотношений с работниками организации и другими организациями, банками, бюджетом и т. д.
Целью написания данной работы является рассмотрение роли составления годовой бухгалтерской отчётности и проведении анализа финансового состояния организации жилищно-коммунальной отрасли – ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
определение состава и содержания годовой бухгалтерской отчётности;
теоретический обзор методики анализа финансового состояния организации;
на основании данных бухгалтерской отчётности проведение комплексного анализа финансового положения предприятия;
на основании комплексного анализа финансовых показателей деятельности предприятия формулировка выводов по его финансовому положению.
Данная дипломная работа состоит из введения, где отражена актуальность, цель, задачи работы, трёх разделов, где первый раздел раскрывает теоретические аспекты бухгалтерской отчётности, во втором разделе отражены все формы бухгалтерской отчётности коммерческой организации ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН», в третьем разделе раскрывается анализ основных показателей бухгалтерской отчётности коммерческой организации ГУП «ЖКХ ННЦ СО РАН», заключения, где отражено обобщение по всей дипломной работе, список использованных источников, а именно учебники, учебные пособия, нормативные правовые документы.
В результате написания дипломной работы был использован большой объем тематической литературы, статей, в частности таких авторов как Бакаев А.С., Богаченко В.М., Кондраков Н.П., Новодворский В.Д., Пономарёва Л.В., Ровенских В.А., Шнейдман Л.З. и др.
ВВЕДЕНИЕ Для оценки результатов деятельности предприятия, выявления состояния всей совокупности ценностей, которыми располагает предприятие в некоторый момент времени, используется отчетность, имеющая два вида – статистическая и бухгалтерская. Бухгалтерская отчетность характеризует состояние средств предприятия по деятельности за месяц, квартал, год на основе системы совокупных показателей, а также позволяет установить изменения, происходящие с основными и оборотными фондами предприятия. Все предприятия, которые зарегистрированы на территории РФ, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность. Это требование содержится в главе 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете и отчетности» от 21.11.1996г. №129-ФЗ [2]. Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса и, согласно этому, представляет систему показателей, которая отражает имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также результаты ее деятельности за отчетный период [15, с. 12]. В системе экономической информации бухгалтерская отчетность является одним из главных инструментов управления, содержащих наиболее синтезированную и обобщенную информацию, а также основой объективной оценки хозяйственной деятельности предприятия, базой текущего перспективного планирования, действенным инструментом для принятия управленческих решений [42, с. 8]. Бухгалтерскую отчетность можно представить как совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период, полученных из данных бухгалтерского и других видов учета и является одним из средств управления предприятием и одновременно методом обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. Отчетность представляет функциональную роль в системе экономической информации. Она различает информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации субъектами хозяйствования [29, с. 21]. Актуальность темы состоит в том, что бухгалтерская отчетность является главным источником информации, которая характеризует финансовое положение организации, и представляет интерес для большого числа пользователей подобной информации, а также является информационной базой анализа хозяйственной деятельности организации. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства, а также увеличить прибыль, предприятие может при помощи анализа финансово-хозяйственной деятельности вовремя выявить и устранить недостатки в финансовой деятельности и найти резервы улучшения финансового состояния и платежеспособности. Анализ и оценка результатов деятельности предприятия позволяют зафиксировать состояние дел, наличие и размещение средств, изменение общей стоимости имущества, финансовую самостоятельность. Вместе с этим они имеют большое значение для выявления перспектив предприятия по достижению его уставных целей [22, с. 10]. Объектом при написании данной работы послужила действующая организация ООО «Автолига». Предметом исследования послужила бухгалтерская отчетность организации за 2008-2010 годы. Основная цель данной дипломной работы состоит в освещении методологических вопросов формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и анализа финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями рыночной экономики, разработке основных направлений совершенствования процесса составления бухгалтерской отчетности и определении основных направлений повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Автолига». Предметом исследования является деятельность общества с ограниченной ответственностью «Автолига». В соответствии с заявленной целью основными задачами дипломной работы являются: определение понятия и характеристика форм бухгалтерской отчетности; изучение системы нормативного регулирования составления бухгалтерской отчетности в РФ; определение сущности, целей и задач анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия; исследование результатов производственно-финансовой деятельности организации; анализ процедур подготовки к составлению бухгалтерской отчетности на предприятии; анализ процесса составления бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках на предприятии; разработка основных направлений совершенствования процедур составления бухгалтерской отчетности на предприятии; анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерской отчетности; разработка основных направлений повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При написании дипломной работы использовались нормативные акты в области бухгалтерского учета и финансового анализа, финансовая отчетность ООО «Автолига», публикации периодической печати, а также работы таких авторов, как Шеремет А.Д , Ковалев В.В , Стоянова Е.В и другие. Всего 56 литературных источников. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной источников и приложений.
Одним из важнейших условий функционирования экономики, ее элементов в виде хозяйствующий субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие определенной информации, удостоверяющей ряду требований, позволяющей принимать обоснованные решения. Исторически и теоретически доказано, что такую информацию может давать только бухгалтерский учет в виде бухгалтерской отчетности.
В результате своей деятельности любая организация осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит свое отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.
В нашей стране среди руководителей организаций и бухгалтеров сложилось мнение, что бухгалтерская отчетность составляется в первую очередь для налоговых органов. Действительно, налоговые органы и Федеральное казначейство в отличие от других сторонних внешних пользователей бухгалтерской информации имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты налогов. Однако международный опыт свидетельствует, что наиболее важной группой пользователей бухгалтерской информации являются настоящие и потенциальные инвесторы, поскольку именно они поставляют капитал для организации, и, следовательно, информация, удовлетворяющая их потребностям, также будет в большой степени удовлетворять потребностям других пользователей финансовой отчетности.
Несмотря на наличие стабильно действующих в течение ряда лет правил формирования бухгалтерской отчетности, приближенных к международно-признанным требованиям раскрытия информации, положение у большинства российских компаний в части представления качественной отчетности не улучшается, а, следовательно, не решаются поставленные перед ней задачи и цели. Можно отметить много недостатков в ведении бухгалтерского учета и отчетности, свидетельствующих о несоблюдении правил. Назовем лишь некоторые из них:
– ориентация большинства организаций на удовлетворение потребностей только одного внешнего пользователя – налоговой службы. В результате появляется опасная однобокость в составлении бухгалтерской отчетности, что проявляется и в организации бухгалтерского учета;
– косвенным признаком недостоверности бухгалтерской отчетности является наблюдающийся на протяжении ряда лет большой удельный вес убыточных организаций в целом по стране (от 30 до 60% по разным отраслям экономики и регионам);
– выборочное соблюдение утвержденных правил бухгалтерского учета, принятие решений по способам учетной политики, не просчитанных с точки зрения последствий для экономики хозяйствующего субъекта (начисление резервов, в частности оценочных; применение норм амортизации, установ-ленных для налогообложения, в целях бухгалтерского учета и раскрытия в бухгалтерской отчетности) и др.
В экономической литературе широко освещаются вопросы формирования бухгалтерской отчетности, в России и международной практике, анализируется взаимосвязь форм бухгалтерской отчетности, а также порядок трансформации российской отчетности по международным стандартам. Различные аспекты этих проблем рассматривались в работах отечественных ученых-экономистов: А.С. Бакаева, Н.А. Бреславцевой, О.А. Заббаровой, В.В. Ковалева, Е.В. Лупиковой, В.Д. Новодворского, В.В. Патрова, М.Л. Пятова, Н.К. Пашук, О.Ф. Сверчковой, В.А. Ситниковой, С.А. Сладковой, Л.В. Сотниковой, Я.В. Соколова. Л.П. Хабаровой, М.В. Чиненкова и др.
Таким образом, проблемы формирования бухгалтерской отчетности в нестандартных условиях российской экономики актуальны и перспективны, что и определило выбор темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является исследование теории и практики составления бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере конкретного предприятия. В соответствии с этой целью в работе поставлены следующие задачи:
изучить законодательные и нормативные акты, а также другую научную и учебную литературу по данному вопросу;
дать краткую характеристику деятельности предприятия, по материалам которого выполнена работа (местонахождение, цели, задачи и основные виды деятельности);
изучить порядок составления бухгалтерской отчетности на предприятии;
на основе данных бухгалтерской отчетности оценить основные экономические показатели деятельности организации и провести анализ финансового состояния;
– сделать соответствующие выводы и рекомендовать конкретные предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность МУП г. Омска «Банное хозяйство».
Предметом исследования является бухгалтерская отчетность предприятия МУП г. Омска «Банное хозяйство» за период 2007–2008 гг.
В процессе исследования использовались методы: абстрагирования; анализа и синтеза; систематизации; балансовый метод и др.
Методологической и теоретической основой для выполнения дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты, а также труды отечественных и зарубежных экономистов.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении обоснованы актуальность выбранной темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, методы написания дипломной работы.
В первой главе описаны понятие и состав бухгалтерской отчетности как завершающего этапа учетного процесса, требования к информации, которая в ней формируется, порядок и сроки ее предоставления.
Во второй главе показаны этапы составления бухгалтерской отчетности МУП г. Омска «Банное хозяйство», написана краткая характеристика данного предприятия, показан порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, контроль полноты и правильности отражения в учете всех хозяйственных операций и порядок исправления выявленных ошибок в исследуемом предмете и как реформируется баланс.
В третьей главе описан состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности в МУП г. Омска «Банное хозяйство».
В заключении предложены рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета и составлению отчетности в МУП г. Омска «Банное хозяйство».
1. Экономическая сущность, содержание и совершенствование бухгалтерской отчетности организации при переходе на международные стандарты финансовой отчетности
1.1 Сущность, состав и значение бухгалтерской отчетности организации
1.2 Бухгалтерская (финансовая) отчетность в зарубежных странах
1.3 Принципы, содержание, сроки составления и совершенствование бухгалтерской отчетности организации в Республике Беларусь при переходе на международные стандарты финансовой отчетности
2. Характеристика основных форм бухгалтерской отчетности
2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности. Исправление ошибок, выявленных в бухгалтерском учете
2.2 Содержание, оценка статей и порядок составления бухгалтерского баланса. Сравнительная характеристика европейских и американских вариантов бухгалтерского баланса
2.3 Характеристика других типовых форм бухгалтерской отчетности, их совершенствование.
2.4 Внутрисистемная бухгалтерская отчетность, ее совершенствование.
3. Анализ бухгалтерской отчетности организации.
3.1. Анализ бухгалтерского баланса организации.
3.1.1. Анализ активов организации и источников их формирования.
3.1.2 Анализ ликвидности и платежеспособности организации.
3.1.3 Анализ финансовой устойчивости организации.
3.1.4 Анализ деловой активности и рентабельности организации.
3.2. Анализ отчета о прибылях и убытках организации.
1. Экономическая сущность, содержание и совершенствование бухгалтерской отчетности организации при переходе на международные стандарты финансовой отчетности
1.1 Сущность, состав и значение бухгалтерской отчетности организации
1.2 Бухгалтерская (финансовая) отчетность в зарубежных странах
1.3 Принципы, содержание, сроки составления и совершенствование бухгалтерской отчетности организации в Республике Беларусь при переходе на международные стандарты финансовой отчетности
2. Характеристика основных форм бухгалтерской отчетности
2.1 Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности. Исправление ошибок, выявленных в бухгалтерском учете
2.2 Содержание, оценка статей и порядок составления бухгалтерского баланса. Сравнительная характеристика европейских и американских вариантов бухгалтерского баланса
2.3 Характеристика других типовых форм бухгалтерской отчетности, их совершенствование.
2.4 Внутрисистемная бухгалтерская отчетность, ее совершенствование.
3. Анализ бухгалтерской отчетности организации.
3.1. Анализ бухгалтерского баланса организации.
3.1.1. Анализ активов организации и источников их формирования.
3.1.2 Анализ ликвидности и платежеспособности организации.
3.1.3 Анализ финансовой устойчивости организации.
3.1.4 Анализ деловой активности и рентабельности организации.
3.2. Анализ отчета о прибылях и убытках организации.
Финансовый результат деятельности предприятия (прибыль или убыток) представляет собой обобщающий показатель оценки ее эффективности.
Развитие рыночных отношений сопровождается повышением роли прибыли как основного показателя финансовых результатов. Прибыль – основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.
Прибыль является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия, она в обобщенном виде отражает финансовый результат хозяйствования, продуктивность произведенных затрат. Прибыль характеризует не весь полученный доход, а только ту его часть, которая «очищена» от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. В количественном выражении прибыль представляет собой разность между совокупными доходами и совокупными затратами на предпринимательскую деятельность.
В бухгалтерском учете структура и порядок формирования финансового результата является одним из важнейших вопросов. От того, насколько своевременно и полноценно бухгалтер ведет учет финансовых результатов, будет зависеть состояние расчетов с бюджетом, собственниками, развитие предприятия. Достоверная отчетность о финансовых результатах может служить основой для выявления сильных и слабых сторон деятельности предприятия, поможет наметить меры по ее укреплению или развитию. Поэтому очень важно, чтобы в бухгалтерском учете и отчетности были достоверно отражены все хозяйственные операции предприятия, учтены все расходы на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и доходы, полученные от реализации уставной деятельности предприятия и прочих операций.
Правильность и точность бухгалтерского учета, а также оперативность и глубина проведения аудиторской проверки доходов и расходов организации определяют правильность исчисления основного показателя работы любого предприятия – финансового результата.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы подтверждается необходимостью получения точной, полной и оперативной учетной информации о доходах и расходах за отчетный период для системы внутреннего контроля и управления предприятием.
Все вышеизложенное и определило выбор темы дипломной работы, а также ее цель и задачи.
Целью дипломной работы является изучение действующей практики учета и аудита финансовых результатов предприятия, внесение предложений по совершенствованию аудита финансовых результатов.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе предусматривается решить следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты учета и аудита финансовых результатов;
– раскрыть процесс формирования финансовых результатов в соответствии с МСФО;
– проанализировать действующую практику учета финансового результата в ОАО «КЭТЗ»;
– рассмотреть формирование плана аудиторской проверки финансовых результатов;
– предложить мероприятия по совершенствованию проведения аудиторской проверки финансовых результатов.
Объектом исследования в работе выступает ОАО «КЭТЗ», занимающееся производством пускорегулирующих аппаратов (например, ламп для теплиц, светильников для освещения улиц городов и т.д.).
Теоретической и методологической основой написания дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по проблемам совершенствования учета, научные издания, статьи отечественных и зарубежных авторов, монографии.
Проблема управления затратами в современных условиях актуальна для большинства российских компаний. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность и заставляет менеджмент искать причины и резервы снижения затрат. На предприятии отсутствует эффективный механизм планирования, контроля и анализа затрат. Недостаточность качественной и реальной информации о себестоимости отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других предприятий снижает эффективность управления. Эффективное управление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности предприятия и ее структурных подразделений и возможно только на основе комплексного и системного подхода к решению проблемы, т.е. на основе единой системы управления затратами.
Система управления затратами позволяет получить точную и своевременную информацию о затратах с любой необходимой для управления степенью детализации, проводить обоснованную тарифную политику, выявлять и расширять высокорентабельные направления деятельности, и на этой основе повысить эффективность деятельности предприятия.
Особенность подхода зарубежных исследователей к проблеме управления затратами заключается в рассмотрении ее в рамках устойчиво функционирующей экономики со сформировавшимися рыночными институтами, традициями, что не дает возможности автоматического переноса западного опыта на российские предприятия, так как разрыв в развитии рыночных институтов достаточно велик.
Внимание российских ученых сосредотачивается, как правило, на отдельных элементах системы с заметным акцентом в сторону собственно учета и его информационной реализации. Таким образом, возникает необходимость адаптации зарубежного и отечественного опыта управления затратами для современного состояния экономики Российской Федерации и с учетом специфики конкретных предприятий.
Одним из путей решения этой задачи является разработка и внедрение в практику работы предприятий механизма управления затратами, что влечет за собой поиск научных подходов к выбору методов и способов целенаправленного воздействия на процесс формирования затрат в ходе производства. Необходимость практической проработки вопросов создания механизма управления затратами на конкретном предприятии обусловили актуальность темы данной работы.
Основными задачами учета себестоимости продукции (работ, услуг) являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием осуществленных затрат нормативам, организация контроля за выполнением планов; выявление фактических затрат, связанных с производством и реализацией продукции; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных запасов. В современных условиях усиливается роль бухгалтерского учета и аудита в области себестоимости продукции (работ, услуг). Этим объясняется актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является проведение аудита себестоимости продукции (работ, услуг) на ООО «Мособлтелефонстрой». Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
рассмотрены теоретические основы учета затрат;
проведен анализ затрат на ООО «Мособлтелефонстрой»;
проведена аудиторская проверка затрат на производство продукции в ООО «Мособлтелефонстрой».
Таким образом, объектом данного исследования является ООО «Мособлтелефонстрой», являющееся предприятием по оказанию телекоммуникационных услуг со средней численностью персонала 215 человек, динамично развивающееся и прибыльное, предметом – себестоимость продукции (работ, услуг).
Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними, а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространёнными видами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё, материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналичным путем. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.
Привлечение юридических и физических лиц на расчетно-кассовое обслуживание связано с тем, что деньги, находящиеся на банковском счете, представляют собой привлеченные средства банка, в соответствии с объемом которых строится его деятельность.
Выбор клиентом банка для расчетно-кассового обслуживания обязывает и банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с банком по расчетно-кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о степени обоснованности установленных банком тарифов на расчетно-кассовые услуги. Организация расчетно-кассового обслуживания является "визитной карточкой" любого банка. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью аудита расчетно-кассовых операций является проверка соблюдения банком требований законодательства в части совершения и отражения в учете расчетно-кассовых операции, выявления недостатков в организации и ведении расчетно-кассовой работы.
Целью работы является изучение теоретических и практических основ аудита расчетно-кассовых операций кредитных организаций.
Реализация данной цели потребовала рассмотрения ряда конкретных задач:
изучение теоретических основ организации расчетно – кассового обслуживания;
проведения аудита расчетно-касовых операций банков;
описание организационно-методических аспектов расчетно-кассовых операций;
описание правовых аспектов расчетно-кассовых операций;
практическая реализация отдельных элементов аудита расчетно-кассовых операций в кредитной организации на примере ОАО «Новосибирский Муниципальный Банк»;
Объектом дипломной работы в широком смысле слова являются расчетно-кассовые операции кредитной организации.
Объектом дипломной работы в узком смысле слова является аудит расчетно-кассовых операций ОАО «Новосибирский Муниципальный Банк».
Предметом дипломной работы является аудит расчетно-кассовых операций кредитной организации.
В качестве теоретической и методической основ дипломной работы выступили труды российских ученых по банковскому делу и аудиту, а именно: Абрамовой Н. Ю., Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П., Лебедевой Е.А., Банка В.Р., Банка С.В., Климовича В.П. и других.
Информационной базой дипломной работы являются законодательные и нормативные акты, данные бухгалтерской и статистической отчетности.
Основной причиной перехода российских предприятий к Международным стандартам финансовой отчетности стала доступность иностранного капитала. Основным преимуществом применения МСФО – отчетности является обеспечение руководства предприятия информацией, которая сильно повышает результативность управления, значительно укрепляет систему управления предприятием, предоставляет возможность общения с рынком и акционерами.
Если руководство хочет повысить инвестиционную привлекательность предприятия для получения кредитов в иностранных банках, а также стремится выйти на международные рынки и обеспечить котировку собственных акций на западных биржах, то неизбежно встает задача получения финансовой отчетности, соответствующей международным стандартам.
Трансформация (restatement) – это периодический процесс подготовки отчетов по МСФО на заданную дату, получаемый путем реклассификации статей отчетности РСБУ и внесения корректировок в эти статьи. Трансформация может проводиться с использованием электронных таблиц, например MS Excel.
Большинство проблем, возникающих из-за разницы между российским бухгалтерским учетом и учетом в соответствии с МСФО, должно сгладиться в результате постепенного приведения российского учета к требованиям международных стандартов.
На сегодняшний день указанные проблемы особенно актуальны и, как следствие, необходимо учитывать все различия между МСФО и РСБУ. Это касается и случаев ведения параллельного учета, и трансформации финансовой отчетности.
Прежде всего, сложности возникают из-за различной степени детализации планов счетов, предусмотренными МСФО и российской системой бухгалтерского учета. Нередки ситуации, когда сразу несколько счетов, предусмотренных российским бухгалтерским учетом, соответствуют всего лишь одному счету в МСФО и наоборот. Чтобы избежать трудностей, вызванных таким несоответствием, приходится один счет разбивать на несколько субсчетов даже в случаях, когда отражаемые операции достаточно просты.
Трудности возникают и из-за несовпадения временных периодов, а также методики учета по окончании периода. Это связано с тем, что и в той и другой системах предусмотрено применение различных отчетных периодов, различных способов закрытия счета и т.д. При этом приходится закрывать счета в каждой базе данных.
Целью данной дипломной работы является изучение вопроса порядка составления и аудита показателей в соответствии с МСФО.
Задачами дипломной работы являются:
1. Изучение состава и нормативного регулирования отчетности;
2. Рассмотрение классификации бухгалтерского баланса, его назначения и функций;
3. Рассмотрение соответствия отчетности по российскому законодательству международным стандартам;
4. Изучение подготовительного этапа трансформации отчетности в соответствии с МСФО;
5. Создание расчетных документов и трансформационных поправок
6. Описание аудита показателей бухгалтерского баланса в соответствии с МСФО
Объектом исследования является компания ОАО «Центрпродсервис», полное название: Открытое акционерное общество «Центрпродсервис», зарегистрирована 8 ноября 1980 года. Располагается в регионе: Кемеровская область, Новокузнецк. Юридический адрес: 654005, КЕМЕРОВСКАЯ область, г. НОВОКУЗНЕЦК, ул. ОРДЖОНИКИДЗЕ, д. 7.
Генеральный директор: Дауркин Евгений Владимирович.
Численность персонала: около 480 человек.
Основным видом деятельности ОАО «Центрпродсервис» является розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
Источниковой базой исследования являются: Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет на современном предприятии. – М.: Проспект, 2010; Трофимова Л.Б. Трансформация российской отчетности в соответствии с требованиями МСФО // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – №16; Трофимова Л.Б. Методика трансформации российской отчетности в отчетность, составленную в соответствии с требованиями МСФО // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – №17; Бычкова С.М. Международные стандарты аудита; Вахрушина М.А.
Международные стандарты финансовой отчетности. – М.: Омега-Л, 2011; Кожевников В.Я. Основы бухгалтерского учета; Особенности проведения аудита отчетности по МСФО // МСФО: приктика применения.
Переход к рыночным отношениям в России заставил экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Контроль остаётся одним из важных элементов рыночной экономики, причём, действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.
Высшим органом финансово-экономического контроля является Контрольная палата РФ, образуемая законодательным органом страны и действующая под его руководством. Органами, исполняющими функции государственного контроля в России, является Центральный Банк РФ и Министерство финансов РФ, которые осуществляют, повсеместный контроль над исполнением действующего законодательства, регулирующего финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Функции внутрихозяйственного контроля в России исполняются ревизионными и инвентаризационными комиссиями, действиями должностных лиц.
Внутрихозяйственный контроль можно рассматривать как контроль административный и экономический. Администрация, бухгалтерия, а также руководители различных иерархических уровней любых хозяйственных систем сами создают и поддерживают внутрихозяйственный контроль на применяемом для своих целей уровне. Он способствует предупреждению непроизводственных расходов, контролю над использованием своих обязанностей и работникам и предприятия, совершенствованию управления, что, в конечном счёте, способствует увеличению эффективности производства.
Дни проведения независимого контроля над соблюдением законности финансово-хозяйственных операций и достоверности бухгалтерского учёта и отчётности на предприятиях и организациях создаются аудиторские фирмы.
Актуальность внешнего и внутреннего профессионального аудита означает создание условий, обеспечивающих экономическую устойчивость, гарантии собственникам сохранности их вложений, предоставление информации о реальном положении дел предприятия всем другим пользователям.
Целью курсовой является изучение вопросов аудита основных средств и нематериальных активов на предприятии. Выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
На современном этапе развития экономики с основными средствами связаны многие проблемы, в частности, это: классификация основных средств; эффективность использования; обоснованность консервации; осуществление действенного контроля по техническому состоянию данного вида активов; их реальная оценка в балансе; воспроизводство основных средств; арендные и залоговые операции, осуществляемые с основными средствами; сохранность и др.
В процессе производственной деятельности предприятий основные средства имеют большое значение: усиливается их влияние, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой данными субъектами отчетности. Можно утверждать, что основные средства становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью правильного ведения учета данного участка, так как от его организации зависит определение налогооблагаемых баз: НДС, налог на имущество, налог на прибыль.
Аудит операций с основными средствами имеет огромное значение. От того будут или нет, обнаружены ошибки, зависит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в части основных средств. В случае обнаружения недочетов, ошибок или неоговоренных исправлений, аудитору следует в письменной форме довести до руководителя предприятия рекомендации по внесению исправлений, что позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов при проверках. Аудит основных средств важен еще и потому, что затрагивает себестоимость производимой продукции (через амортизационные отчисления), что в результате может повлиять на финансовый результат.
Объект исследования – аудиторская деятельность, предмет – аудит операций по учету основных средств.
Базой для проведения аудита основных средств является ООО «Партнер».
Цель данной курсовой работы: углубление знаний в области аудита, изучение особенностей аудита основных средств на предприятии.
Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические аспекты аудита;
2) Изучить особенности аудита основных средств;
3) Провести проверку основных средств на ООО «Партнер».
Теоретические и методологические положения аудита изложены в трудах зарубежных ученых: Р. Адамса, А. Аренса, М. Бениса, Р. Доджа, Д.Р. Кармайкла, Дж.К. Лоббека, Р. Монтгомери, Дж. Робертсона и др.
Общесистемные теоретические вопросы аудита, в т.ч. основных средств изложены в трудах отечественных ученых: М.А. Азарской, С.М. Бычковой, Е.М. Гутцайта, О.В. Голосова, Ю.А. Данилевского, Н.П. Кондракова, Л.Г. Макаровой, М.В. Мельник, О.А. Мироновой, В.Ф. Палий, С.В. Панков, В.И. Подольского, М.М. Раппопорт, Н.А. Ремизова, А.Л. Руфа, В.П. Суйца, А.Д. Шеремета и др.
Информационной базой для написания работы послужили ФЗ «Об аудиторской деятельности», правила (стандарты) и методические рекомендации по аудиторской деятельности, другие нормативные документы, регулирующие организацию аудиторской деятельности; учебная литература и материалы периодических изданий по бухгалтерскому учету и аудиту, а также учетная политика и другие источники информации, характеризующие деятельность ООО «Партнер».
В работе применены следующие методы исследования и аудиторской проверки: методы наблюдения, сравнения, обследование имущества, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение (сверка расчетов), устный опрос, аналитические процедуры и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе дано определение основных средств, раскрыта их классификация, а также указаны способы оценки. Сформулирована информационная основа аудиторской аудита операций с основными средствами, представлена методика осуществления аудита основных средств. Во второй главе изложена краткая характеристика организации ООО «Партнер», дана оценка системы внутреннего контроля, составлен общий план аудиторской проверки и программа аудита основных средств. В заключении даются краткие выводы и предложения.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – отрасль сферы услуг, выступающая в качестве основной подсистемы жилищного комплекса и состоящая из предприятий осуществляющих строго определенные виды экономической деятельности по направлениям: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения.
Материально-производственные запасы – оборачиваемая часть активов предприятия, уровень которых влияет на показатели деловой активности, коэффициенты оборачиваемости и в целом на эффективность функционирования предприятия на рынке. Поэтому очень важно правильно организовать учет материалов на всех стадиях их движения: на стадии классификации, на стадии формирования первоначальной стоимости, на стадиях перемещения между подотчетными лицами и на стадии списания, то есть включения непосредственно в себестоимость продукции. [38]
Актуальность данного исследования заключается в том, что, с помощью рационального управления запасами можно добиться снижения себестоимости работ, и как следствие можно обнаружить скрытые резервы предприятия и направить полученные средства в последующем на улучшение качества выполняемых работ, технической модернизации отрасли, повышения устойчивого функционирования ЖКХ. Последнее непосредственным образом окажет положительное влияние на состояние отрасли и будет способствовать формированию конкурентных рыночных отношений.
Целью дипломной работы является изучение системы учета материально-производственных запасов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства со стороны бухгалтерского и налогового законодательства, а также изучение способов и методов аудита данного объекта учета.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Формирования представления об общей характеристики деятельности организации;
Изучение учетной политики в часты учета МПЗ;
Выявление особенностей бухгалтерского учета МПЗ;
Выявление особенностей налогового учета МПЗ;
Изучение организации аудита МПЗ в организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги;
Выявление ошибок и нарушений в системе учета МПЗ на анализируемом предприятии.
Объектом исследования данной работы является ООО «Краском».
Предметом исследования выступали материально-производственные запасы, их экономическая сущность, порядок организации учета согласно бухгалтерскому и налоговому законодательству, а также система аудита материально-производственных запасов.
Информационной основой настоящей дипломной работы являлись научные и научно-практические работы современных отечественных и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета, в частности, монографии и публикации периодической печати, ресурсы сети Интернет, а также учебно-методические пособия. При написании диплома использовались законодательные и нормативные акты по вопросам учета материально-производственных запасов. Апробация основных результатов настоящего исследования проведена на основе материалов, предоставленных в справочнике, разработанным Бычкова С.М., Н.Н. Макарова, Иноземцева М.М., Голикова Е.И., Авдеев В.В., Миславская Н.А., Бельский А.С.
Настоящая дипломная работа состоит из:
введения;
первой главы, в которой представлена общая характеристика деятельности предприятия, рассмотрены особенности бухгалтерского и налогового учета материально-производственных запасов;
второй главы, где представлены план и программа проведения аудита материально-производственных запасов, аудиторские процедуры и рассмотрены ошибки и нарушения, выявленные по результатам аудита;
В хозяйственной деятельности большинства предприятий нематериальные активы составляют сравнительно немногочисленную группу объектов учета и операции с ними не носят систематического характера. Поэтому аудиторские процедуры должны быть направлены, как правило, на сплошное изучение систем их учета и контроля.
Актуальность данной работы заключается в том, что в современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах. Для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, необходимо знать резервы повышения эффективности использования нематериальных активов.
Основными задачами аудита нематериальных активов являются:
изучение состава НМА по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них;
оценка состояния синтетического и аналитического учета НМА;
подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета НМА;
проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с НМА при соблюдении требований законодательства РФ;
5. своевременное проведение инвентаризации НМА, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.
В мировой практике аудиторский контроль широко применяется во всех сферах деятельности. В нашей стране независимый контроль, обеспечивающий потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности – дело сравнительно новое. В связи с тем, что пользователям экономической информации необходима уверенность в качестве аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, к работе аудиторов и аудиторских фирм предъявляются все более высокие требования.
В этих условиях в нашей стране вводятся в действие правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудита, и предъявляются дополнительные требования к их профессиональной подготовке со стороны государства.
В этих условиях аудиторы больше внимания должны уделять вопросам планирования и документирования аудита, определению аудиторского риска и существенности возможных ошибок, разработке внутрифирменных стандартов и методик аудиторских проверок.
С другой стороны, участники экономических отношений, особенно субъекты малого и среднего бизнеса, в условиях непрерывно и быстро изменяющегося правового поля, часто не в состоянии отслеживать все изменения административного, экономического и налогового законодательства, что может быть причиной наложения на них значительных штрафных финансовых санкций. Очевидно поэтому, что они нередко нуждаются в аудиторских и сопутствующих им услугах как для подтверждения достоверности своей отчетности, так и для решения административных, правовых, налоговых вопросов текущей деятельности.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой государство активно осуществляет регулирование аудиторской деятельности. Оно определяет обязательность аудита, выделяя значимые для государства и общества предприятия, финансовые затруднения которых могли бы существенно повлиять на экономику.
Предметом настоящей курсовой работы является методика аудиторской проверки учета нематериальных активов.
Все это доказывает актуальность выбранной темы исследования.
Целью курсовой работы является рассмотрение методика аудита нематериальных активов предприятия.
Исходя из поставленной цели, при выполнении курсовой работы решается ряд конкретных задач:
– изучение системы нормативного регулирования аудита нематериальных активов предприятия;
– освоение методологии, методики и организации аудита нематериальных активов предприятия;
– представление результатов аудита нематериальных активов предприятия, разработка предложений и плана мероприятий по устранению выявленных аудитом недостатков.
– представить выводы и предложения по проделанной работе.
При написании работы использовались такие источники, как ФЗ «Об аудиторской деятельности», Правила (стандарты) аудиторской деятельности, Закон РФ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгалтерскому учету, учебные пособия таких авторов, как Богатая И.Н., Лабынцев Н.Т., Хахонова Н.Н. и Подольского В.И., также были исследованы статьи из журналов и газет, комментарии экспертов.