В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования - это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности.
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия . Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового Внутреннего Продукта , активизация внешнеторгового баланса , создание дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения . Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики , как транспорт , связь , строительство , сельское хозяйство ,производство товаров народного потребления , и другие , выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития . Туристический продукт на российском рынке – сама по себе услуга необычная, несравнимая ни с какой другой услугой или товаром. Это демонстрируется такими его свойствами, как: неосязаемость, достаточно высокая стоимость , ограниченность использования, кредитование со стороны клиента . Сюда можно добавить риски, связанные с техническими и природными катастрофами, а в последние годы – и с угрозой терроризма .Туристическая отрасль на сегодняшний день является самой продвинутой в плане проведения маркетинговых исследований. Даже в части получения статистических данных относительно въездных и выездных потоков постоянно приходится сталкиваться с немалыми трудностями. Но и появление большего числа изданий с публикациями исследований в области рынка туристических услуг все же принципиально не может изменить ситуацию и не решает проблему информационного голода в туристическом бизнесе. Существенные изменения в этом вопросе могут наступить только тогда, когда основные решения будут приниматься не по обобщенному мнению экспертов (пусть даже ведущих, опытных специалистов), а на основе данных о реальной ситуации на рынке.
Без постоянно проводимых маркетинговых исследований здесь не обойтись. Однако в сфере проведения подобных исследований можно отметить не только общий дефицит информации, но и наличие определенных специфических условий, связанных с текущим состоянием туристической отрасли, вызванных большим количеством игроков на рынке и, безусловно, пересечением сфер их интересов.
Выездной туризм в России – отрасль относительно молодая. Именно эта сфера туризма стабилизируется и старается занять достаточно прочные позиции, и ситуация на рынке в последнее время стала более-менее прогнозируемой. Экономическая ситуация в России заметно выровнялась, что в свою очередь, привело к увеличению числа туристов, выбирающих для своего отдыха зарубежные страны. Порой более выгодно приобрести тур за границу, где туристский сектор более развит и качество сервиса выше, чем пытаться организовать свой отдых внутри страны.
ООО «Вива Вояж» - фирма туроператор, начала свою деятельность с 1999 года. ООО «Вива Вояж» предоставляет следующие виды и формы поездок: маршрутно-познавательные; спортивно-оздоровительные; деловые и конгресс-туризм; курортные, лечебные; шоп-туризм; трудоустройство и др.
На основании полученных данных, построим конкурентный профиль ООО «Вива Вояж».
Сильными сторонами ООО «Вива Вояж» являются:
- цели и формируемые стратегии;
- техническая оснащенность предприятия;
- использование информационных технологий в процессе производства;
- степень проработанности каналов сбыта;
- финансовое состояние фирмы.
- Уровень образования персонала
Слабыми сторонами в деятельности ООО «Вива Вояж» наблюдаются следующие:
- качество планирования и управления в процессе производства;
В результате основными стратегиями в развитии ООО «Вива Вояж» являются следующие: - Расширение номенклатуры предоставляемых туристских услуг; - Развитие системы персональных продаж; - Разработка новых туров.
Результаты анализа свидетельствуют о том, что данная ситуация, сложившаяся в ООО «Вива Вояж» достаточно типична для российских предприятий на данном этапе перехода от плановой к рыночной экономике. Среди общих недостатков в организации маркетинговой деятельности на ООО «Вива Вояж» можно назвать следующие:
· отсутствие единого методологического подхода к маркетинговой концепции компании;
· ориентацию руководства компании на устаревшие маркетинговые концепции «интенсификации коммерческих усилий» и «совершенствования производства»;
· отсутствие ясных стратегических целей и планов компании и линейных подразделений;
· недостаточная деятельность компании в области рекламы и стимулирования сбыта;
· отсутствие налаженной системы «обратной» связи с покупателями товаров и услуг туркомпании;
· отсутствие единой политики в области развития и совершенствования товаров и услуг туркомпании.
На основании этого, в дипломной работе были разработаны и предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговых исследований на рынке туруслуг.
- Гражданский кодекс. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1996
- Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 года № 5154-1.
- Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года .№ 5151-1.
- Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ
- ГОСТ Р50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»
- ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг».
- Академияя рынка: Маркетинг: Пер. с фр./ Арман Дайан и др. - М.:
- Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика. 2005.
9. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 2005 – с.431. 10. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М.:АО "Финстатинформ", 2006.-112с.
11. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. – Л.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2006 – с.312.
- Балабанов И.Т , Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2006.
13. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: Учеб.пособие.-М.: Финансы и статистика, 2006.-80с 14. Березин И. Маркетинг сегодня. - М.: Менеджер, 2006.-128с.
- Богушева В.И. Бары и рестораны. Искусство обслуживания. Ростов на Дону: Феникс,-2005,-352с.
16. Буров В.П., Морошкин В.А., Новиков О.К. Бизнес-план. Методика составления. Реальный пример. – М.: Изд-во ЦИПКК АП, 2006 – с.231. 17. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-ое изд.учебник.-М.: "Фирма Гардарика", 2006.-416с.
18. Виханский О.С. Туроперейтинг: – М.: 2005 – с.2004.
- Внешнеэкономический бизнес в России. Справочник / Под ред. И.П. Фаминского. — М.: Республика, 2006. — 591 с.
- Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр. 2005.
21. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 2006 – с.243.
22. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Финпресс, 2005– с.312.
23. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции.-М.: Изд-во стандартов, 2005– с.128
- Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме.: Учебное пособие- Мн.: Экономпресс, 2005
25. Кацадзе Н. Здоровый формализм //Компаньон. 2005 – № 1-2.
- Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб., 2005.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2006
28. Ковальков Л.И. ,Войленко В.В. Маркетинговый анализ.- М.: Центр экономики и маркетинга , 2005.-176 с.: ил.
- Концепции, определения и классификация для статистики туризма. - М.- ВТО. 2005.
30. Котлер Ф . Основы маркетинга: Пер. с англ.-М.: "Бизнес-книга", "ИМА-Кросс.Плюс", 2005.-702с.
31. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2005– с.132.
- Кравченко А.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания. Учебно практическое пособие-Мн.: Финансы, учет, аудит, 2006 - 184с.
33. Кретов И.И. Маркетинг в туризме: Практическое пособие. - М.:"Финстатинформ", 2005.-181с. 34. Лунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии (в условиях рыночной экономики). -М.: Междунар.отношения,2005.-112с.
35. МакДональд М. Стратегическое планирование маркетинга. – СПб.: Питер, 2005 – с.423.
- Маркетинг./Под ред. Романова А.Н, М.,2006.
37. Маркетинг: Учебник /А.Н.Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников и др.:Под ред. А.Н.Романовв. -М.:Банки и биржи, ЮНИТИ. 2006-560с.:ил.
- Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания.: Уч. пособие составили Ю.Н.Борисова, Н.И.Гаранин,Ю.В.Забаев, А.И.Селкин.-М.: РМАТ, 2006 –73с.
- Методические рекомендации по проведению идентификации и сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. — М., 2005.
40. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 2006– с.423. 41. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под. ред.В.М.Власоврй.-М.:Финансы и статистика, 2005.-496с.:ил.
42. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: Ось-89, 2004 – с.243. 43. Роджерс Ф.Дж. ИБМ.Взгляд изнутри: Человек -фирма- маркетинг. Пер. с англ. /При участии Р.Л.Шуко.-М.: Прогресс,2006-280с.
44. Ромат Е.В. К вопросу об оценке эффективности рекламы // Маркетинг и реклама. – 2005. – № 53.
45. Россия в цифрах: Крат. стат.сб./Госкомстат России.-М.: Финансы и статистика", 2005.-400с. 46. Справочник директора предприятия / Под ред.М.Г.Лапусты.-М.: ИНФРА-М, 2005.-704с. 47. Шкардун В., Ахтямов Т. Оценка готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии // Марктинг. – 2005. – № 3 (58).
|