Заключение
И в заключение, подчеркнем, что современный молодой человек, вступающий в жизнь, познает реальную действительность во многом через ее отражение в разного рода «Картинах мирах». И ведущее место здесь, несомненно, принадлежит средствам массовой информации, аудиовизуальной культуре. Однако роль средств массовой информации в нравственном воспитании подростка не безупречна, а подчас и чревата дисфункциональным воздействием на зрителя.
СМИ влияет на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения (что такое хорошо и что такое плохо – прежде всего), социальных установок и мотивов поведения.
Мы пришли к выводу, что в усвоение в подростковом возрасте социального опыта, как позитивного, так и негативного, исключительную роль на сегодня играют СМИ, имитации и идентификации, т. е. подражание поведению значимых других и отождествление себя с определенными общностями, ведущие к принятию их ценностей, установок, норм и образцов поведения.
Таким образом, можно четко определить три условия серьезного деструктивного влияния СМИ на формирование личности подростка. Первое условие - обилие кинопродукции с агрессивной "начинкой". Его наличие очевидно. Стоит наугад выбрать фильм в программе ТВ, взять напрокат видеокассету или пойти в кинотеатр, и нас, скорее всего, будут развлекать демонстрацией жестокости и изощренного насилия. Контентанализ кинорепертуара телевидения показывает, что насилие становится приоритетной основой создания образа киногероя.
Второе условие деструктивного влияния СМИ - их массовое восприятие молодежной аудиторией. Этот вывод, зафиксированный в целом ряде социологических изысканий, подтверждают и результаты проведенного нами исследования.
И, наконец, третье условие - осознанная или неосознанная предрасположенность значительной части молодежи к усвоению опыта насилия, распространяемого посредством фильмов. Нет оснований утверждать, что все молодые люди склонны к этому. Вместе с тем можно предположить, что существует некая "группа риска", представляющая собой социальную почву, на которой, прежде всего и дают свои всходы зерна насилия. Основанием для подобного предположения являются хотя бы погромы тинэйджеров на рынках столицы, драки футбольных фанатов и т. д
Литература
1. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. Дис. Канд. Психол.наук, М., 1965. – 32 с.
2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. –М., 1979. – 332 с.
3. Бидуэл Ч. Молодежь в современном обществе// Американская социология. – М., 1972. – 287 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 293 с.
5. Буева Л.П., Ковальзон М.Я. Социальная среда и формирование личности // Социология и идеология. – М., 1969. – С 45-63.
6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М., 196.
7. Выготский Л.С. Педология подростка. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 5-243.
8. Возрастные особенности старшеклассников/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М., 1989. – 254 с.
9. Гримак Л. Гипноз и телевидение.// Прикладная психология и психоанализ. – 2000. - №1. – С. 5-14
10. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. - № 3. – С. 43-52.
11. Драгунова Т.В. Подросток. – М., 1976. – 223 с.
12. драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1972. - №2. – С. 51-63
13. Жабский М., Коробицын В. Свобода и ответственность в телевещании // Высшее образование в России. – 2002. - №3. – С. 61-66
14. Кон. И. С. Психология ранней юности. – М., 1989. – 255с.
15. Маккенна Т. Пища богов. – М., 1995. – с 376
16. Основы общей и возрастной психологии: Учебно-методическое пособие/ Ответственный ред. – док. пед. н., проф. Максимов В.Г. – Чебоксары. 1999. – 310 с.
17. Психология становления личности. – М., 1994. – 264 с.
18. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 6-14.
19. Поливанова К.Н. некоторые подходы к проектированию подростковой школы // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 1. – С.102 – 105
20. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 3-4. – С. 13-17
21. Степанов С. Телевизор: наставник и зеркало. // Педология. – 2001. - № 9. – С. 56-58.
22. Тарасов. К. Агрессивная кинодиета. ТВ и студенчество.// Высшее образование в России. – 2002. - №3. – С. 66-76.
23. Учителям и родителям о психологии подростка /Под ред. Г.Г. Аракелова, Н.М. Жарикова и др. М., 1990. – 321 с.
24. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987. – с 231
25. Фельдштейн Д.И. проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 368 с.
26. Хоменко И. Сми–рение… ? // Педология. – 2002. - №10. – С.61-64
27. Штерн В. «Серьезная игра» в юношеском возрасте // Психология подростка: Хрестоматия. – М., 1996. – С. 21-22
28. Шуварикова Е.В. Диагностика понимания массовой информации старшеклассниками. // Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С. 125-130
29. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
30. Юдина Е. Насилие в документальной телереальности. // Высшее образование в России. – 2002. - №3. – С. 76-83
|