Заключение
Проанализировав соответствующую литературу, отметим, что представление о возрастном кризисе как о факторе влияющем на становление и развитие личности возникает в исследованиях П.П. Блонского, затем развивается в работах Л.С. Выготского. Возрастной кризис – это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис – норма развития и становления личности.
Мы определили первую ступень формирования личности – это раннее детство. Так А.Н. Леонтьев, определивший личность как особое сверхчувственное качество, как иерархию мотивов, особое значение уделяет первым признакам кризиса трех лет – характерному «Я сам!». «Я сам» – говорит ребенок и превращает способ действия взрослого в содержание своего собственного действия. Эта формула выражает подлинную сущность той психологической ситуации, в которой находиться ребенок на рубеже этой новой стадии своего развития – на рубеже дошкольного детства.
Вторая ступень становления личности ребенка – это кризис 6-7 лет критический возраст характеризуется новым взглядом ребенка на ситуацию действования, на взаимодействия со взрослыми. Поступление в школу привносит в жизнь ребенка новое, в частности, возникает совершенно специфическая форма совместности ребенка и взрослого – деловое сотрудничество. Оно предполагает развитие способности ребенка слышать и выполнять инструкции взрослого по выполнению задания, анализировать предложенное задание. Полноценное деловое сотрудничество сформируется у ребенка к концу младшего школьного возраста.
Третья ступень становления личности – кризис11-12 лет подростковый кризис, характеризующийся формированием «чувства взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый. В 17 лет отмечается переход к самой взрослости, отмечает Д.Б. Эльконин, который характеризуется становлением человека как субъекта собственного развития. Самоопределение создает исходное противоречие, переживаемое как становления ценностно-смысловой сферы личности юноши. Новая социальная ситуация развития в юности и определяется встречей ребенка с изменяющимся миром в противоположность другим возрастным кризисам, когда ребенок открывает для себя особую, новую, но устойчивую форму следующего возраста.
И четвертая ступень становления личности – кризис середины жизни или кризис сорока лет, который рассматривается как время, когда люди критически переоценивают свою жизнь, анализируют ее. Одни могут быть удовлетворены собой и своими достижениями. Для других, напротив, этот процесс может быть болезненным.
И в заключении хотелось бы подчеркнуть, что возрастные кризисы оказывают очень важное значение именно на развитие и формирование личности, т. к. специфика развития в критические возраста состоит в том, что в дебюте кризиса ребенка открывается новая идеальная форма и ее отношение к реальной становиться социальной ситуацией развития.
Литература
1. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. -М; Воронеж, 1995.
2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Драгуновой. - М., 1967.
3. Выготский Л.С.. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4
4. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М., 1985. – 110 с.
5. Венгер А. Л., Поливанова К. Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 45- 54.
6. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эль-конина и А. Л. Венгера. - М., 1988.-С. 36-45.
7. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 43 - 52.
8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - М., 1996 - 187 с.
9. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.
10. Драгунова Т. В. Подросток. - М., 1976. – 213 с.
11. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 51 - 63.
12. Елагина М. Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. - 1989. -№ 1. -С. 37-42.
13. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. -М., 1991. – 156 с.
14. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. - М., 1978. - С. 268 - 294.
15. Лисина М. И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - С. 73 - 77.
16. Мещерякова С. Ю. Особенности комплекса оживления у младенцев при воздействии предметов и общения со взрослыми // Вопросы психологии. -1975.-№5.-С. 82-99.
17. Нежнова Т. А. Динимика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. - Сер. 14: Психология. - 1988.-№ 1.-С. 21-28.
18. Особенности психического развития детей 6 - 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. - М., 1988. – 213 с.
19. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с
20. Рузская А. Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослыми // Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. - М., 1974. - С. 23 - 32.
21. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 41 - 52.
22. Смирнова Е. О. Психология ребенка. - М., 1997.
23. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопросы психологии. - 1991. -№ 2. -С. 37-49.
24. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М., 1960. – 193 с.
25. Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Вестник МГУ. - Сер. 14: Психология. - 1978. - № 3. - С. 3 - 12.
|