Заключение
Итак, резюмируем основные положения по проблеме самореализации личности, которые нашли отражение в нашей работе:
1) потребность в самореализации представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
3) самореализация имеет ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования; обретение человеком своего ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире - самоопределение;
4) существенной особенностью самореализации является его ориентированность в будущее, причем различаются два вида будущего: смысловое и временное будущее.
Причем для юношей наиболее значимым СПОСОБОМ САМОРЕАЛИЗАЦИИ является общее мировоззренческое убеждение в том, что человеку дана возможность контролировать свою жизнь, а для девушек наиболее значимым СПОСОБОМ для успешности личностного самоопределения является наличие в своей жизни целей в будущем. Видимо здесь проявляются отличия в характере устремлений: юноши более склонны к “философствованию”, размышлению на абстрактные темы, чем девушки, устремления которых чаще носят более практический, конкретный характер.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что в самореализации личности и ее способов современной молодежи существуют некоторые половые особенности, а, следовательно, существуют и различия в методах самореализации у представителей юношества и молодости подтвердилась.
Литература
1. Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» // Вопр. филос. 1993. № 5.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1989.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991
4. Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984. С. 103-107.
5. Алексина Т.А., Донченко А.П. Нравственный смысл жизни в аспекте личностного времени // Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1985, №3. С.43-52.
6. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубровская Е.С. Социально-психологические способы исследования. М., 1987. С. 91-114.
7. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
8. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985. М., 1986. С. 80—160.
9. Бердяев Я А. Смысл творчества. М., 1989.
10. Битянова М. Кризис самоопределения: (О профессиональной деятельности школьного психолога) // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». – 2002. - № 34. – С. 12-13
11. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
12. Бомсович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
13. Большой толковый психологический словарь. / Под ред. А.С. Ребер. – М., 2000.
14. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. М..1979.
15. Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4.С. 5-220; С. т .,1983. 244-269.
16. Гозман Л.Я. Алешина Ю.Е. Взаимосвязь отношения к себе и отношения к другим //Вестник МГУ. Серия 14. психология. 1982. - №4. – С. 15-27
17. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. 1988. № 2.
18. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.
19. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. // Ценностные ориентации и интресы школьников.,1983, с. 27-36.
20. Дерманова И. Б., Коростылева Л. А., 1997
21. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д, 1972.
22. Зобов, Теласьев. Самореализация человека: введение в человековедение. – Санкт – Петербург, 2001
23. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
24. Кон И.С. Открытие “Я”. М.,1978.
25. Кон И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3.
26. Кон И.С. Психология ранней юности.М.,1989.
27. Королева Н. Н. Смысловые образования в картине мира личности. СПб., 1998
28. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М..1983. С. 4 - 15.
29. Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск.1976.
30. Карнозова Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации //Вопросы психологии. – 1990. - №6. – С. 75-82
31. Кудрявцев Т.В., Щегурова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. //Вопросы психологии. – 1983. - №2. – С. 51-59
32. Левин К. разрешение социальных конфликтов. – СПб. : Речь, 2000
33. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего //Вопросы психологии. – 2001. - №1. – С. 57-66
34. Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл: [Вступительная статья]. – М., 1990.
35. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 1999. – 486 с.
36. Леонтьев Д.А. Тест СЖО. – М., 1992.
37. Мадии СальваТоре Р. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. – СПб.: издательство «печь», 2002. – 539 с.
38. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. - М., 1977.
39. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – СПб, 2001. – 479 с.
40. Нартова-Бочавер С.К. два типа нравственной самоактуализации личности. // Психологический журнал. – 1993. - Том 14. - №4. – С. 24-32
41. Никитина Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. – Санкт – Петербург, 2000
42. Никитина Е.П., Харламенкова Н.Е. Проблема самоутверждения в философии и психологии (к истории проблемы) / Вопросы философии. – 1995. - №8. – С. 73-91
43. Никитина Е.П., Харламенкова Н.Е. Самоутверждение человека // Вопросы философии. – 1997. - №2. – С.96-117
44. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии, 1992, №№ 1,2.
45. Психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского. – Ростов-на-Дону, 1999.
46. Пряшников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе //Вопросы психологии. – 1996. - №1. – С. 62-72
47. Петровский А. В. Психологическая теория коллектива. М., 1979. – 243 с.
48. Прихожан А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. - М., 1984. С.76-88.
49. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.
50. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65-74.
51. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии, 1975, №3.
52. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.М.,1989.
53. Салоне Е.А. Профессиональное самоопределение во взрослом возрасте. // Психологическая газета. – 2002. - №9/84. – С. 26-27
54. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М..1972.
55. Столин В.В. Самосознание личности. - М..1983.
56. Толстых Н.Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии, 1984, №3.
57. Харламенкова Н.Е. От эффектов самоутверждения личности к его внутриличностным коррелятам: анализ психологических механизмов защиты // Российский менталитет. Психология личности, сознание, социальные представления. – М., 1996. – С. 108-120
58. Харламенкова Н.Е., Бабанова И.В. Стратегии самоутверждения и ценностные предпочтения одинокого человека. // Психологический журнал. – 1999 Том 20. - №2. – С. 21 - 29
59. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. – Т.1-2
60. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал. 1992. - Т.13. №1. - С. 107-117
61. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840 с.
62. Филиппов А.А., Кондратьева Л.Л. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение личности. - В книге: Активность личности в общении и профессиональное самоопределение. М.,1976. С.65-76.
63. Филиппов Ф.Р. Социальная ориентация и жизненные планы молодежи // Молодежь: интересы, стремления, идеалы. М.,1969.
64. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990, -300 с.
65. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1964
66. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1992.
67. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. - В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
68. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000, 154 с.
69. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М..1977.
|