Глава I. Теоретические основы педагогических конфликтов
- Сущность и понятие конфликта
Конфликт в психологии определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» (Краткий психологический словарь/Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.—М., 1986. — С. 153).
Конфликт — это столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивидуумы, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, то есть действия, направленные друг против друга. [Михайлов Г.С. Что следует знать современному руководителю о конфликте// Школьные технологии. – 2002. - №5. – С.151-163. С. 151.]
В основе конфликта лежат противоречия. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности.
С учётом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют такие виды конфликтов:
1. Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет.
2. Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) ещё не восприняли ситуацию как конфликтную.
3. Истинный конфликт — реальное столкновение сторон. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
- конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;
- случайный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
- смещённый — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, учащийся, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;
- неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал.
Если в основе конфликта — психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на:
- рациональные
- эмоциональные.
В зависимости от целей конфликта и его последствий конфликты подразделяют на:
- позитивные
- негативные
- конструктивные
- деструктивные.
Итак, конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.
Обычно в конфликте выделяют четыре стадии развития:
- Предконфликтная стадия.
- Собственно конфликт.
- Разрешение конфликта.
- Послеконфликтная стадия.
Предконфликтная стадия — это рост напряжённости в отношениях между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определёнными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Вызывают конфликт лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряжённости.
Социальная напряжённость тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные: реальные ущемления интересов, потребностей и ценностей людей; неадекватное восприятие изменений, происходящих в обществе или отдельных социальных общностях; неверная или искажённая информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.
Предконфликтную стадию - можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
|