Заключение
И в заключение хотелось бы отметить, что главной особенностью развития детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов - восприятие, внимание, память представление, воображение, а также формируется у ребенка абстрактно-логическое мышление и обучение его письменной речи. Дети в этом возрасте чрезвычайно активны и любознательны.
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии младшего школьника велико, он оригинален в общении, играх, постройках из песка, рисунках, рассказах. Во всем он привносит что-то свое. С помощью воображения младший школьник пытается понять мир, объяснить себе те явления, которые пока не может постичь логическим путем. Воображение в этом возрасте доминирующая способность и наивысшая форма интеллектуального развития.
Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
В полной ли мере мы ее используем? Как помочь воспитаннику не растерять, взять с собой в будущее то лучшее, что есть в этом возрасте. От этого во многом зависит, будет ли он творческим человеком. Ведь недаром говорят, что изобретателю свойственны черты, словно внесенные из детства, та же бескорыстность и самоотдача.
Проанализировав соответствующую литературу мы сделали вывод. Что именно роль учителей, родителей и психолога школы способны помочь развить воображение и не растерять, взять с собой в будущее то лучшее, что есть в этом возрасте. Именно в создании надлежащей атмосферы в школе, в классе, дома, учете индивидуальных различий детей, в том числе и их особенностей поведения – может способствовать развитию творческого воображения младших школьников.
Проведенное нами экспериментальное исследование подтвердило это утверждение. После того как мы провели опытно-экспериментальную программу во второй группе школьников, их результаты стали намного выше по сравнению с контрольной группой, в которой данной программы не проводилось.
Таким образом, данные экспериментального исследования подтверждают положение, обозначенное в гипотезе нашей работы о том, что роль школьного психолога на развитие воображения младших школьников имеет огромное значение.
Так в ходе экспериментального исследования мы количественно и качественно подтвердили, как развивающая программа по развитию творческого воображения, имеет значение для развития творческости школьников, что свидетельствуют высокие показатели в экспериментальной группе после проведения опытно-экспериментального исследования. Так в максимальной степени повысился показатель беглости, за которым в порядке убывания следует гибкость, оригинальность и разработанность. Объясняется это тем, что овладение психологическими средствами, позволяющими адекватно выразить свою индивидуальность, являясь основным условием проявлением творческости. Созданная на занятиях атмосфера психологической безопасности, принятия и свободы самовыражения приводит к позитивным изменениям в образе Я, что способствует раскрытию творческого потенциала детей.
Литература
1. Аксарина Н.М. “Воспитание детей” М., изд-во “Медицина” 1992. 272 с.
2. Бегак Б.А. Воспитание искусством. – М., 1981. – 94 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1997. – 574 с.
4. Брушлинский А.В. Воображение и творчество //Научное творчество. – М.: Наука, 1969. – 231 с.
5. Богоявлинский Д.Б. Пути к творчеству. - М., – 1981. – 96 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. - СПб., 1997. – 96 с.
7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967. - 46 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 – с.315
9. Гамзео М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982 – с.190
10. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная и педагогическая психология. – М., 1979. С. 69-101
11. Крутецкий В.А. “ Психология ” М., Изд-во “Просвещение” 1980. – 398 с.
12. Матюхина М.В., Михальчик Т.С. Парина К.П. Психология младшего школьника. М., 1976. – 354 с.
13. Мельников В.М., Ямполъский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М., 1985
14. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981. – 96 с.
15. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. – М., 1978. – 48 с.
16. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – 257 с.
17. Обухова Л.Г. “Психология детства” М 1992. – 293 с
18. Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1988
19. Психология человека от рождения до смерти (Серия «Психологическая энциклопедия). – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
20. Психология младшего школьника./ А. Фарапонтова и др. Под ред. Е.И. Игнатьева. – М., 1960. – 336 с
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999. – с.720.
22. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. - Ленинград, 1947. – 80 с.
23. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
24. Шралина Л.И. Логика воображения – М., 2001. – 191 с.
25. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1999
|