ВВЕДЕНИЕ
Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют, предприятие (структурные торгово-производственные единицы), выпускающее кулинарную продукцию, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам, специализации, наценочным категориям.
Основными направлениями развития общественного питания на современном этапе предусматривают: обеспечение в соответствии с научно обоснованными нормами потребностей трудящихся в питании по месту работы (на производственных предприятиях, в учреждениях, объектах сферы обслуживания и др.); развитие сети предприятий питания в общеобразовательных школах, училищах, высших и средних специальных учебных заведениях, сети диетических столовых, предприятий быстрого обслуживания, магазинов кулинарии для обеспечения населения полуфабрикатами, кулинарными и кондитерскими изделиями для домашнего потребления, организации досуга.
Совершенствование организации производства в общественном питании связано с внедрением индустриальной технологии производства полуфабрикатов и кулинарной продукции высокой степени готовности на базе относительно крупных заготовочных предприятий системы общественного питания и предприятий пищевой промышленности и комплексного целенаправленного снабжения этой продукцией структурных производственных единиц — столовых, ресторанов, кафе, закусочных, магазинов (отделов) кулинарии и др.
В основе повышения эффективности общественного питания, как и других отраслей народного хозяйства, лежит экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов, в связи с чем общественному питанию присущи процессы концентрации, специализации, кооперирования с учетом специфики развития отрасли на современном этапе.
Целью данной дипломной работы является анализ организации социально-культурного сервиса в Ленинском районе г. Чебоксары на примере МУП ТОП кафе “Юлташ”.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены задачи:
· Изучена роль общественного питания в развитии туризма, а также уровень развития социально-культурного сервиса в данном микрорайоне.
· Использовать маркетинговое исследование в организации социально-культурного сервиса.
· Дать анализ хозяйственной деятельности предприятия МУП ТОП кафе "Юлташ".
· Разработать бизнес-план модернизации производства, реконструкции предприятия МУП ТОП кафе "Юлташ".
Объект и предмет исследования
Объектом исследования в настоящей работе является предприятие общественного питания МУП ТОП кафе "Юлташ", а предметом исследования является сервисное обслуживание, как одна из форм индустрии гостеприимства.
Выбор объекта предмета исследования обусловлен спецификой отрасли общественного питания, когда степень удовлетворения клиента на прямую зависит не только от качества изготовления продукции, но и от сервиса, причем обе составляющие являются взаимосвязанными и играют равную роль в общественном питании.
Основные методы исследования
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются отечественная и зарубежная литература по проблемам развития общественного питания и социально-культурного сервиса. В дипломной работе использованы официальные статистические материалы Российской Федерации по общественному питанию и предприятия кафе "Юлташ".
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа. При проведении исследования и систематизации данных осуществлялась с помощью табличного метода. Анализ маркетинговой среды г. Чебоксары выполнен с применением графического метода и статистического анализа.
Практическая значимость работы
Проблемы, рассматриваемые в дипломной работе, не являются единичными для какого-то отдельного предприятия. С проблемами поиска посетителей, выбора рационального меню встречаются многие предприятия общественного питания. Поэтому предлагаемые в работе инструменты маркетинга могут помочь предпринимателям более грамотно бороться за потребителя.
Структура работы
Цель и задачи исследования определили структуру работы.
Во введении показана актуальность темы, сформулированы основные задачи, а также проанализирована степень изученности проблемы.
В первой главе раскрыто понятие рынка в общественном питании, показаны основные элементы рынка, а также порядок формирования спроса и предложения. Проанализирована структура рынка общественного питания в России и г. Чебоксары, показаны основные участники рынка, даны их краткие характеристики. Помимо этого, подробно рассмотрены основные инструменты маркетинга.
Во второй главе рассмотрены вопросы по организации управления социально-культурного сервиса предприятия, а также проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия общественного питания на примере кафе "Юлташ" и анализа рынка общественного питания Ленинского района города Чебоксары.
В третьей главе описана модернизация производства как важный фактор повышения доходности предприятия общественного питания кафе “Юлташ”, дано экономическое обоснование для увеличения производства продукции, модели жизненного цикла предприятия.
В заключении проведены итоги проделанной работы, сделаны выводы и рекомендации по улучшению работы на предприятии общественного питания.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Гостеприимство - одно из фундаментальных понятий человеческой цивилизации - давно превратилось в индустрию, в которой заняты многие миллионы профессионалов. Индустрия гостеприимства объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечение, организацию конференций и совещаний.
Все организационные уровни предприятия должны быть вовлечены в процесс выявления ожиданий гостей и нахождение способов не только удовлетворять их, но и превосходить.
Высшей целью деловой активности в сфере индустрии гостеприимства является, прежде всего, удовлетворение нужд клиента, и только потом - повышение доходов предприятия.
Сфера услуг представляет собой быстрорастущую отрасль экономики. По данным специалистов, и 2005 году объем предоставляемых услуг по стоимости будет превышать объем продажи товаров. Удовлетворение растущих потребностей клиентов в разнообразных услугах (товарах) на высоком культурном уровне является важнейшей задачей сферы услуг и каждого ее предприятия.
Предприятие сферы услуг - это хозяйственно обособленная производственная единица в сфере сервиса, производящая и реализующая одну или более потребительских услуг.
Под услугой понимается работа (совокупность мероприятий), выполняемая для удовлетворения нужд и потребностей клиентов, обладающая законченностью и имеющая определенную стоимость.
Отличительными особенностями услуг являются:
- неосязаемость, то есть их нематериальный характер, другими словами - услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслуживания,
|