ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного нами исследования показали:
1. Наша гипотеза о том, что в ценностно-смысловой сфере и степени ее согласованности современной молодежи существуют некоторые возрастные, а также половые особенности, а, следовательно, существуют и различия в мотивационной сфере между представителями юношества и молодежи, а также между мужчинам и женщинами обоих возрастов, подтвердилась частично.
2. В целом распределение ценностей в зависимости от пола незначительно отличается. Можно говорить о том, что межвозрастные различия более выражены, чем межполовые.
3. Ведущими ориентационными ценностями современных молодых людей являются счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, друзья. Одновременно важнейшие социально-значимые ценности, такие, как творчество, красота природы и искусства, познание и активная деятельная жизнь отвергаются большинством из опрашиваемых нами испытуемых. В реальном сознании вчерашних выпускников школ и ВУЗов эти ценности практически не представлены как значимые и поэтому не могут быть эффективно задействованы в процессе социальной адаптации молодежи.
4. Из нашего исследования обозначились две группы проблем:
Первая – несформированность таких ценностей, как активная деятельная жизнь, познание, творчество, красота природы и искусства. Молодые люди, как нам кажется, недооценивают важности собственной активности, собственного потенциала, что может быть результатом недостаточной ответственности. Низкая оценка сферы «Красота природы и искусства» объясняется, скорее всего, организацией эстетического воспитания в современном обществе. Понятие творчества же вообще размыто для современных молодых людей, оно утратило свое значение как создание чего-либо нового.
Вторая группа проблем – это выраженное превышение субъективной важности жизненно значимы сфер, таких, как счастливая семейная жизнь, любовь, материально обеспеченная жизнь, здоровье перед доступностью (т.е. высокая степень рассогласованности), что приводит к внутренним конфликтам в этих областях. Это может отражаться на самооценке молодых людей, увеличивать тревожность. Молодые люди 17-ти и 23-х лет нуждаются в психологической поддержке в этих сложных для них вопросах.
5. Наши исследования выявили еще одну проблему, которую необходимо рассмотреть как отдельную, а именно высокий уровень рассогласованности в такой жизненно важной сфере, как «Уверенность в себе» у юношей 17-ти лет. Предполагаемые причины такой рассогласованности мы объясняли во второй главе.
Это говорит о необходимости психологической работы по проблеме уверенности в себе, а также по вопросам самооценки юношей в критический для них возраст семнадцать лет. Юноши этой возрастной группы нуждаются в поддержке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Психологический словарь. / Под ред. А.В. Петровского. – Ростов-на-Дону, 1999.
2. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
3. Большой толковый психологический словарь. / Под ред. А.С. Ребер. – М., 2000.
4. Маслоу А. Теория личности.
5. Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл: [Вступительная статья]. – М., 1990.
6. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов. // Психологический журнал. 1992.
7. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1992.
8. Леонтьев Д.А. Тест СЖО. – М., 1992.
|