Введение.
Когда мы говорим Лев Толстой, мы вспоминаем прежде всего такие монументальные произведения, как «Война и мар»¸ «Анна Каренина», «Воскресенье». Между тем Л. Толстой всю жизнь писал повести и рассказы, которые принесли ему не меньшую известность.
Основу данной работы составляет анализ рассказа «После бала» и повести «Хаджи - Мурат», так как круг проблем, поставленных или затронутых в этих произведениях, актуален и в наше время, но в современном осмыслении (проблемы смирения, всепрощения, нравственного самоусовершенствования, борьбы за свободу, искоренения социального зла).
Говоря о творчестве Л. Н. Толстого, надо отметить, что толстоведение много сделало для изучения творческого наследия писателя. Видные ученые: М. Б. Храпченко, В. А. Жданов, Е. П. Андреева, А.П. Сергеенко, Я.С. Билинкис и многие другие поставили в своих исследованиях ряд вопросов, важных для творчества Л. Толстого (идейные искания писателя, творческая эволюция, проблема художественного метода и жанра, эпическое содержание искусства, мастерство психологического анализа). Немало работ посвящено и творческой биографии писателя, вопросу о преемственности и новаторства Л. Толстого, о творческом самоопределении писателя, о поэтике и стиле его произведений.
Однако в огромной литературе о Л. Толстом все еще редки исследования, в которых дается целостное представление о шестидесятилетнем творческом пути великого художника. М. Б. Храпченко в монографии «Лев Толстой как художник» (1978) дает анализ всего творчества писателя в его развитии, в связях с действительностью, большое внимание уделяет новаторству Л. Толстого, обогатившего своими художественными открытиями русскую и мировую литературу.
Трудно переоценить значение всеохватывающих, глубокой монографии А. П. Андреевой «Толстой – художник в последний период деятельности» (1980), посвященный исследованию нравственного самоусовершенствования героев в произведениях Л. Толстого последних лет.
Своеобразный вклад в изучение рассказа «После бала» и повести «Хаджи – Мурат» внесли Л. Мышковская, А. П. Сергеенко, В. А. Ковалев, Э. С. Афанасьев. Л. Мышковская и А. П. Сергеенко раскрывают историю создания повести «Хаджи – Мурат», анализируют различные редакции текста. Эти исследования дополняются статьями А. К. Базилевской, В.А. Дьякова, В.В. Одинцова, М.В. Черкезовой.
Из последних работ (1980-1990-х годов), непосредственно посвященных рассматриваемым произведениям, назовем исследования следующих авторов: В . А. Григоренко, А. Жолковский, Ю. А. Гвоздарев, анализирующие рассказ «После бала» с разных точек зрения. А. Гулин, В. Шкловский, В. Токарев дают оригинальную характеристику повести «Хаджи - Мурат».
В. Шкловский, например, так отзывается о произведении: «Хаджи - Мурат» - новый род произведения, так как оно говорит о несломленности; старый роман говорил о жизни как о намерении поддаваться насилию и отстаивать себя лишь в немногом (40, 559).
Аттестационная работа, рассказ «После бала» и повесть «Хаджи - Мурат» в творчестве Л. Н. Толстого посвящена анализу идейно – художественных особенностей этих произведений (истории создания, проблематики, идейно - тематической направленности, художественному своеобразию произведений).
Основной целью работы является анализ взглядов Л. Толстого, нашедших отражение в его поздних произведениях.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе анализируется идейно – художественное своеобразие рассказа «После бала», во второй – идейно – художественное своеобразие повести «Хаджи - Мурат» .
На основе анализа выявляются идейно – художественные особенности малых произведений Л. Толстого, в которых раскрываются особенности понимания писателем человека во всей сложности и противоречивости. Все это определяет широкое современное звучание нравственной темы, воплощенной в произведениях Л. Толстого, его идей духовного совершенства человека.
Новизна работы состоит в том, чтобы определить жизненную позицию главных героев: Ивана Петровича и Хаджи – Мурата, каждый из которых в любой ситуации остается прежде всего Человеком.
|