Глава 1. Психологические особенности развития и формирования личности в подростковом возрасте
1.1. Биологические условия и социальная ситуация развития личности подростка
Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности - в традиционной классификации от 11-12 до 14-15 лет. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
Подростковый период характерен интенсивным ростом («длинноногий подросток»), повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции. Это период полового созревания и связанного с ним бурного развития и перестройки всех органов и систем организма. Половое развитие ребёнка неотделимо от общего его развития и происходит непрерывно, начиная с рождения. Половое созревание — не только явление биологическое, но и социальное. Сам процесс полового созревания влияет на поведение подростка опосредованно, через социальные условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д. (44).
Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной. Это предполагает более широкое и глубокое духовное социальное созревание. И воздействовать на поведение подростка можно только через преобразование социальных условий.
Половое созревание начинается в разное время и протекает с разной силой. Различные признаки полового созревания у разных подростков сочетаются по-разному.
Активность нейроэндокринной системы нарастает как бы «сверху вниз» — от центра к периферии: первой проявляет себя центральная нервная система, затем гипоталамус и гипофиз, и лишь затем другие эндокринные железы; ещё позже происходят вызываемые ими сдвиги (44).
Хотя способность подростка к самоконтролю повышается, но вместе с тем процессы возбуждения преобладают над торможением. Это, в свою очередь, может привести к отклонениям в поведении подростка.
Родители часто говорят, что их подростки «бесчувственны», «равнодушны» ко всему, их ничто не волнует и не радует. Вместе с тем подростки могут возмущаться по пустячному поводу (например, не найдя на месте какой-либо вещи). Они могут идти наперекор требованиям, даже сознавая их справедливость, а через некоторое время раскаяться в своей несдержанности, грубости.
Нарушения эмоционального плана выражены больше у девочек. Они становятся очень обидчивыми. Ни с того ни с сего могут заплакать или молча повернуться спиной. Мальчики же становятся более шумливыми, у них возникают взрывы ярости. Их действия сопровождаются движениями рук, в которых они постоянно что-то вертят.
У мальчиков больше, чем у девочек, наблюдается нарушение координации движений, «неловкость», «угловатость». Это дает много поводов для упреков («свалит», «наткнется», «рассыплет») (33).
На втором этапе полового созревания происходит увеличение и затем нормализация выработки половых гормонов в достаточном количестве для активности щитовидной железы и гипофиза. Обратная связь между нервными центрами и половыми железами становится более эффективной.
Если в младшем подростковом возрасте резко увеличивается количество отрицательных поступков: непослушание, упрямство, бравирование своими недостатками, драчливость, то в старшем подростковом возрасте их количество снижается. Подростки становятся более уравновешенными, их самочувствие улучшается.
Если младший подросток нуждается в щадящем режиме (чтобы предотвратить резкие перегрузки, он часто нарушает дисциплину, так как быстро утомляется и легко впадает в раздражительность), то старшему подростку нужна правильная организация его деятельности. Дисциплину он нарушает от избыточной энергии, которая не находит правильного выхода. У него утрачиваются прежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще», и обретаются новые, связанные с половой принадлежностью. Утверждаются как мальчики, так и девочки-подростки (44). К своей внешности подростки относятся заинтересованно, т.к. она становится фактором самоутверждения. Они очень чувствительны даже к добродушным замечаниям о своей внешности. Если подросток придает очень большое значение своей внешности, у него может развиться застенчивость.
Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции (59).
И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если они учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.
|